Каждые выходные от Рижского вокзала отходит столетний паровоз. Он до сих пор на ходу, выбрасывает в небо густые, как в старом кино, клубы пара и катает всех желающих до музейно-производственного комплекса «Паровозное депо» на станции Подмосковная — одного из старейших депо в России. Мы отправили корреспондента на экскурсию в прошлое. Он вернулся и написал отчет

Три гектара поездов

Суббота, 11:45. Я и еще несколько человек ждем начала экскурсии у входа в Музей натурной железнодорожной техники рядом с Рижским вокзалом. За забором — экспонаты, которые мы скоро рассмотрим вблизи: 60 достижений железнодорожной эпохи XX века занимают площадь три гектара.

Пока ждем сбора всей экскурсионной группы, к станции подъезжает паровоз 1929 года и подает три гудка. В весенний день на фоне голубого неба он смотрится особенно фотогенично.

— Надеюсь, железнодорожников среди вас нет, и вы поверите всему, что я вам расскажу, — так гид Борис Соломатин начинает нашу экскурсию по музею под открытым небом.

Мы знакомимся с паровозом, выпущенным в 1903 году на Брянском паровозостроительном заводе. Потом — с немецким ТЭ (Т — трофейный, Э — идентичный советскому паровозу серии Э). И с легендарным «железным Феликсом», названным в честь Дзержинского (известный чекист три года был наркомом путей сообщения). Борис рассказывает, что товарные и грузовые паровозы красили только в черный цвет, а курьерские и пассажирские могли быть зелеными, синими или красными.

Отдельного упоминания заслуживает опытный электропоезд «Сокол», разработанный в 1990-е. Над проектом работали в конструкторском бюро по производству подводных лодок, поэтому во время испытания у поезда выявили 25 недостатков, связанных с безопасностью движения. Электричка получилась герметичной и быстрой, но в серийное производство ее так и не запустили.

В 13:00 экскурсанты садятся в ретропоезд, который везет всех до платформы Красный Балтиец.

Паровозный тур в цифрах

3 часа длится экскурсия
15 минут едет паровоз в одну сторону
1700 рублей стоит билет для взрослого человека
1500 рублей стоит билет для ребенка до 13 лет

За 15 минут в 1901 год

Мы едем до платформы Красный Балтиец, откуда пешком (рукой подать) — на станцию Подмосковная, построенную в 1901 году и действующую до сих пор.

Выходим, снимаем видео отправления паровоза для Instagram — пар, шум, красота! — и направляемся в музей. Если ехать лень или далеко, можно посетить виртуальный тур.

Подмосковная — станция-везунчик. Почти все остальные станции Рижского направления уничтожены во время бомбежек во время Великой Отечественной войны и затем восстановлены, но уже по невзрачным типовым проектам 1950-х. Однако Подмосковную война не тронула: вот дом начальника станции, водонапорная башня, гидроколонка, реплика самого первого паровоза Черепановых, паровоз серии Э в разрезе. Но самое крутое — это, конечно, депо.

На площадке в центре музейного комплекса находится действующий поворотный круг, который разворачивает паровозы и вагоны — ведь нужно им как-то ехать в обратную сторону. Раньше круг крутили люди, потому что лошади пугались шума паровозов. Сейчас человек отдыхает, а работают за него электродвигатели, которые вообще ничего не боятся.

Так вот, за поворотным кругом стоит здание паровозного депо. В нем несколько цехов: в одном показывают станки для ремонта узлов и агрегатов, в другом — старые вагоны и действующие паровозы. Клубы пара, запах масла и топлива, повсюду металлическая стружка — в следующие 10 минут все участники экскурсии фотографировали прошлое и активно выкладывали снимки в соцсети.

После депо показывали восстановленное здания вокзала. В помещении воссоздана обстановка начала XX века: касса, телеграф, два зала ожидания для разных сословий, буфет и багажное отделение.

Затем мы попрощались с сотрудниками музея-депо и пошли обратно на станцию Красный Балтиец. В 14:30 ретропоезд по расписанию отправился назад, в сторону Рижского вокзала, чтобы доставить нас — всего за 15 минут — из прошлого в наши дни.

Как прокатиться на ретропоезде

Паровоз отправляется от Рижского вокзала по выходным: станция метро «Рижская», площадь Рижского вокзала, 1.

Билет проще всего заказать на сайте «РЖД Тур», стоит 1800 рублей.

Имейте в виду: путешествие в старину начинается во время заказа билетов: если даты экскурсий известны на месяц вперед и можно выбрать подходящую, то время начала мероприятия сообщают только за день-два до старта (серьезно).