В феврале 2008 года Евгений Шатилов пришел в «Очаково» работать экскурсоводом. За эти 10 лет он собрал большинство экспонатов Музея традиционных русских напитков, стал его руководителем и зарылся в бумажные дела. Мы ненадолго отрыли Евгения и попросили рассказать о своей работе

Начинается она в 8:10, когда наш герой приезжает на комбинат
(а встает и вовсе в 5:30–6:00). Первым делом Евгений открывает электронную почту, график экскурсий и камеру с медиафасада. Если вы проезжали по МКАД мимо «Очаково», то наверняка замечали две цветовые панели с рекламой — вот это и есть медиафасад. Он работает круглосуточно, и его регулярная проверка входит
в обязанности руководителя музея. Мы вместе смотрим в камеру
и видим, что всё в порядке. Если что-то не работает, надо отправить
письмо в инженерно-техническую службу, и там либо решат проблему за пару часов, либо сообщат, что произошло и сколько времени уйдет на починку.

Свыше пяти сотен экспонатов выставлено в музее. Еще часть ждет своего звездного часа в хранилище. Каждый год коллекция разрастается на десятки оригинальных предметов.

Затем Евгений заполняет служебные записки — бумаги, без которых ни одна экскурсия не состоится.

С марта по май экскурсионный график всегда забит на месяц вперед. Мы писали этот пост в середине февраля, и уже вплоть до мая свободных мест практически не было. Наступил высокий сезон, когда в музей одна за другой приезжают школьные группы. А вот в январе и июле–августе посещаемость снижается.

Бывает, что люди отказываются от запланированного посещения: болезнь, изменение планов — форс-мажоров достаточно. Если вы попадете в это свободное окно, то удастся посетить экскурсию спонтанно. Но в любом случае сначала надо записаться.

После служебных записок идут бумаги для автобусов, встречающих группы экскурсантов у метро или даже прямо у школы. Гостей привозят к проходной комбината, откуда, в общем-то, и начинается путешествие по «Очаково».

На всю бумажную работу уходит час. За это время просыпаются люди, которые хотят записаться на экскурсию. Евгений принимает звонки, отвечает на электронные письма, помогает сотрудникам музея разобрать анкеты, заполненные на сайте.

Попасть на экскурсию в «Очаково» на раз-два

1. Запишитесь.

2. В назначенное время встречаемся на комбинате. Или на станции метро Юго-Западная, откуда вас заберет фирменный автобус (детали вам сообщат после подтверждения записи).

Почти 70% посетителей музея — школьники. На резонный вопрос «Вы что, школьникам про пиво рассказываете?» Евгений успокоительно отвечает: нет, речь идет о квасе, лимонаде и соках. Если дети не проявят присущую им настырность, то за всё время экскурсии (а она длится около часа) слово «пиво» не прозвучит ни разу.

5 экскурсий ежедневно проходят на комбинате «Очаково»

Сейчас Евгений почти не проводит экскурсий: в его подчинении штат экскурсоводов. Однако для нас он облачается в униформу — и ведет в музей. По пути рассказывает о городских акциях, в которых «Очаково» участвует каждый год. К примеру, «День без турникетов», «Заводы — детям», «Ночь музеев», во время которых для желающих поводят бесплатные экскурсии. Разрабатываются и свои эксклюзивные программы, и самая популярная из них — Неделя русского кваса, проводимая 4 раза в год. Подготовкой к таким мероприятиям занимается руководитель музея — должность обязывает.

Но сейчас речь не столько об экскурсиях (мы на одной уже побывали). Интересна обратная сторона этой истории: то, как музей заполняют экспонатами. За время работы Евгений собрал две трети сегодняшней коллекции. Большую часть купили на интернет-площадках, которые руководитель музея регулярно мониторит: Avito, «Мешок» и даже ebay.co.uk — иногда что-то совсем особенное приходится закупать за рубежом. Если попадаются интересные экземпляры, он согласует покупку с руководством и заключает сделку.

— Самая большая закупка была для экспозиции «Изба квасовара» чуть меньше года назад. Тогда нам привезли два грузовика домашней утвари. В Центральной России практически в каждой области есть один-два человека, которые объезжают села и скупают старые вещи, а затем распродают их на интернет-аукционе. Один из этих грузовиков мы купили в Кировской области. Но мало закупить и привезти, главное — воссоздать в исторической экспозиции музея атмосферу, абсолютно идентичную прошлой, реанимировать дух давно ушедших времен. Для этого в избушке нужно вручную закоптить печь, повесить на окна старинные шторы именно так, как это делали в XIX веке. Всё, что касается исторических предметов, делаю сам, потому что никому доверить не могу.

400 000 посетителей побывали на экскурсии по комбинату «Очаково» с момента основания музея в 2005 году

Иногда Евгений ищет новые экспонаты на московских рынках, в первую очередь — на Измайловском вернисаже. К примеру, там купили сундук XVIII века, который теперь стоит в музее. То, что это действительно предмет тех времен, Евгений понял сразу. Благо, в свое время с отличием окончил РГГУ, получив специальность музеолога, и почти 20 лет работает по профессии.

Когда мы возвращаемся в офис, Евгений рассказывает, что на комбинат регулярно приезжают снимать кино. Обычно это занимает два-три дня, и всё это время руководитель музея работает вместе со съемочной командой.

За рабочим столом Евгений проверяет вновь накопившуюся почту. Продолжает общаться с желающими посетить экскурсии, ищет экспонаты для музея, организует фотосъемки и даже обсуждает что-то с поставщиками комбината. По секрету делится, что сейчас вовсю ведется разработка специального компьютерного приложения, которое позволит экскурсантам увидеть изнутри работу производственного оборудования в цехах. В 17:00 руководитель музея собирается уезжать домой (и действительно делает это).

— У нас собраны невероятно интересные предметы, у каждого из них потрясающая история. К тому же, коллекция постоянно растет, — говорит напоследок Евгений. — Наверное, поэтому мне до сих пор нравится выходить из офиса и бывать в нашем музее, рассматривая экспонаты.

Приходите и вы.