В 1999 году компания «Очаково» спасла ведущий российский завод по производству аккумуляторных и солнечных батарей для космических аппаратов — краснодарский «Сатурн». Теперь он выпускает продукцию на 1 млрд рублей в год, сотрудничает с Роскосмосом, а недавно начал освоение рынка авиационных литий-ионных батарей. Рассказываем, как наукоемкое предприятие стало частью нашего холдинга и развивается сейчас

Завод «Сатурн» было организовано в 1964 году как многопрофильное предприятие по разработке и производству химических и физических источников тока, датчиковой и преобразовательной аппаратуры, электрохимических генераторов и изделий электротехники специального и общепромышленного назначения. В конце 1980-х — начале 1990-х годов окончательно сформировался профиль предприятия как разработчика солнечных и аккумуляторных батарей для космических аппаратов, контрольно-измерительной аппаратуры для этих изделий. За годы своего существования АО «Сатурн» оснастило солнечными и аккумуляторными батареями более 1200 космических аппаратов, эксплуатирующихся на всех типах орбит. Однако в сложные 1990-е годы «Сатурн» стал убыточным. Научно-производственный комплекс, находящийся на грани банкротства, хотели продать инвесторам из США. Президент «Очаково» Алексей Кочетов загорелся идеей сохранить предприятие как российское и возродить производство. Мы вступили в гонку за «Сатурн», предложили лучшие условия покупки — и в 1999 году завод достался нам. При этом «Очаково» брало на себя обязательства сохранять и развивать оборонный и научно-технический потенциал предприятия.

Сегодня «Сатурн» — прибыльное предприятие, которое работает и с отечественными, и с зарубежными клиентами и участвует почти во всех программах Роскосмоса.

Ближе к звездам

В настоящее время ПАО «Сатурн» — единственное предприятие в России, на котором освоен промышленный выпуск высокоэффективных трехкаскадных арсенид галлиевых солнечных элементов с КПД на уровне 29,5% по полному производственному циклу на основе отечественных материалов. В статье на 24Gadget описали, как происходит этот процесс: от газофазной эпитаксии до проверки продукции с помощью имитации нагрузок, как при выводе на орбиту.

Также «Сатурн» — единственное российское предприятие, выпускающее аккумуляторные батареи для космических аппаратов на основе никель-водородной и литий-ионной электрохимических групп. На предприятии сформирована и эффективно функционирует высокопрофессиональная команда научно-технических работников — разработчиков, технологов и квалифицированных рабочих, — а также реализован непрерывный производственный цикл.

Вся прибыль предприятия, оставшаяся после уплаты налогов, реинвестируется в развитие производственной базы.

После космоса — авиация

Кроме того, «Сатурн» плотно сотрудничает с Фондом развития промышленности Краснодарского края. Один из проектов предприятия, поддержанных фондом, — разработка литий-ионных аккумуляторов и батарей для авиации.

В настоящее время проект вышел на финальную стадию реализации: полностью произведен монтаж технологического оборудования, произведены пусконаладочные работы, разработана конструкторская документация и изготовлены опытные образцы аккумуляторных батарей. Далее будут проводиться испытания опытных образцов стартерных литий-ионных аккумуляторных батарей авиационного назначения с последующим запуском в серийное производство.

Спрос на батареи будет расти, и вот почему: у литий-ионных аккумуляторов, которые делает «Сатурн», выше удельная энергия и дольше срок службы, чем у популярных в России никель-кадмиевых и серебряно-цинковых аналогов.

Развитие новых наукоемких направлений — это и вклад «Сатурна» в развитие региона. Благодаря запуску новой линии в Краснодарском крае появились новые рабочие места, завод пополнил ассортимент еще одним типом высокотехнологичной продукции, а власти региона ожидают, что объем будущих налоговых поступлений от проекта в экономику Кубани составит 109,3 млн рублей.

Самая большая в мире система литий-ионных батарей находится в Австралии

Проект реализовала компания Tesla Илона Маска, чтобы обеспечить жителей штата Южная Австралия бесперебойными поставками электроэнергии. Работы начались летом 2017 года, а закончились в ноябре, когда Tesla отчиталась об установке сверхъемких аккумуляторов Powerpack выходной мощностью 100 МВт.