Как и с любой традиционной одеждой, сложно отследить точный год или хотя бы век появления женских платков. Принято считать, что повсеместно носить убрус — кусок ткани, выступающий и платком, и полотенцем, — начали в Киевской Руси после крещения. Носить убрусы следовало женщине после замужества, чтобы не стать опозоренной, показывая прическу посторонним мужчинам. Именно с этим связано слово «опростоволоситься».
Заметим, что подобное отношение к волосам замужних (и не только) женщин характерно для многих культур: паранджа в Центральной Азии, арабские и турецкие тюрбаны, индийское сари — все эти элементы гардероба предназначены, чтобы прятать волосы. Так что подобное сакральное отношение славян к женской прическе не считается чем-то уникальным. Скорее это традиция, заимствованная либо напрямую от кочевых азиатских народов, либо через Византию.
Праздничные и на каждый день
![](https://ochakovo.ru/wp-content/uploads/2022/12/1-3.jpg)
Женские головные уборы на Руси условно делились на праздничные и ежедневные. Первые, как правило, состояли из трех слоев. Сначала волосник: сетчатая шапочка, которая придерживала собранные волосы и плотно облегала голову. Поверх волосника надевали массивный кокошник, по форме напоминающий куриный гребень. Историки склоняются к тому, что первые кокошники попали на Русь из Византии, где в 6–7 веках из золота делали массивные тиары и украшали драгоценными камнями. Такие уборы появились у наших предков предположительно в 10 веке.
А уже на кокошник русские модницы повязывали платок, или убрус. Он либо помогал сдерживать всю эту конструкцию, либо выступал в качестве изящной накидки, дополнительного украшения.
Ежедневные головные уборы были проще, в них выполняли работу по дому и в поле. Сначала надевался повойник (он же чепец), а поверх него платок.
Уход платков в народ и «имитация под Оренбург»
На рубеже 17I и 18 веков Петр I провозгласил новую эпоху — дворяне должны были одеться в европейское платье. Прежние головные уборы, от кокошников до платков, остались в гардеробе купчих, мещанок и крестьянок. Следующие столетия придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов, подражая французским модницам.
![](https://ochakovo.ru/wp-content/uploads/2022/12/2-3.jpg)
В то же время среди российских императоров заигрывание с национальной одеждой случалось регулярно. Екатерина II, родившаяся в немецком городке Штеттин, постоянно подчеркивала близость к русскому народу и c удовольствием позировала в кокошнике для портретов. Николай I вводил «женский придворный мундир», одним из обязательных элементов которого был головной убор. Но это уже воспринималось скорее как блажь: общее настроение дворян было другим.
А вот в простонародье традиция повязывать платок сохранилась и во время расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь — фабрики начали производить много платков высокого качества. В середине 19 века на выставке в Париже презентовали особый товар из России — оренбургский пуховый платок. А в Лондоне оренбургская казачка Мария Ускова за шали из козьего пуха получила золотую медаль. После этого в Англии некоторое время даже вязали платки с пометкой «имитация под Оренбург».
![](https://ochakovo.ru/wp-content/uploads/2022/12/2-3.jpg)
Оренбургский пуховый платок возник вместе с Оренбургом в 18 веке. Тогда уральские казачки, знавшие кружева и вышивание, стали вязать из пуха ажурные платки, за что их называли паутинкой.
От дефицита до парижского подиума
![](https://ochakovo.ru/wp-content/uploads/2022/12/3-1.jpg)
Распад империи почти не повлиял на популярность платков, но теперь по ним можно было судить, кто перед тобой: рабочая или колхозница. Рабочие завязывали убор сзади, чтобы волосы не попали в машину и не утянули за собой хозяйку. Колхозницы связывали кончики под подбородком, чтобы лучше защититься от ветра. Но редкие товары в эпоху дефицита стали еще более редкими. Например, всё те же оренбургские платки в Советском Союзе было невозможно купить — до 1985 года все мастерицы состояли на учете, а их работа шла на экспорт.
В середине нулевых мода на платки, в первую очередь павловопосадские, вернулась вновь. Во многом это случилось благодаря Вячеславу Зайцеву. Советский и российский кутюрье регулярно признавался в любви к русским традиционным узорам: разноцветные цветочные принты он помещал на платья, жакеты, пальто и пышные юбки. Более того, в 2018 году шоу, которые проходили в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Зайцев посвятил исключительно классическому орнаменту. А грузинский дизайнер Демна Гвасалия на Неделе моды в Париже показал взыскательной публике платья и пальто, выполненные из павловопосадских черно-розовых и белых платков.
Наш квас «Семейный секрет. Традиционный» — еще один пример, как можно оставаться актуальным многие века. Мы восстановили рецептуру того самого кваса, который готовили раньше в деревнях по фамильным рецептам. Производство — современное, но суть — та же: двойное брожение, только натуральные ингредиенты, пшеничный солод и цельное зерно ржи с собственных полей «Очаково». Плюс бодрящая кислинка и обязательный осадок.