Как и с любой традиционной одеждой, сложно отследить точный год или хотя бы век появления женских платков. Принято считать, что повсеместно носить убрус — кусок ткани, выступающий и платком, и полотенцем, — начали в Киевской Руси после крещения. Носить убрусы следовало женщине после замужества, чтобы не стать опозоренной, показывая прическу посторонним мужчинам. Именно с этим связано слово «опростоволоситься».

Заметим, что подобное отношение к волосам замужних (и не только) женщин характерно для многих культур: паранджа в Центральной Азии, арабские и турецкие тюрбаны, индийское сари — все эти элементы гардероба предназначены, чтобы прятать волосы. Так что подобное сакральное отношение славян к женской прическе не считается чем-то уникальным. Скорее это традиция, заимствованная либо напрямую от кочевых азиатских народов, либо через Византию.

Праздничные и на каждый день

К.Маковский «Под венец», Музей Почетного Легиона, Сан-Франциско

Женские головные уборы на Руси условно делились на праздничные и ежедневные. Первые, как правило, состояли из трех слоев. Сначала волосник: сетчатая шапочка, которая придерживала собранные волосы и плотно облегала голову. Поверх волосника надевали массивный кокошник, по форме напоминающий куриный гребень. Историки склоняются к тому, что первые кокошники попали на Русь из Византии, где в 6–7 веках из золота делали массивные тиары и украшали драгоценными камнями. Такие уборы появились у наших предков предположительно в 10 веке.

А уже на кокошник русские модницы повязывали платок, или убрус. Он либо помогал сдерживать всю эту конструкцию, либо выступал в качестве изящной накидки, дополнительного украшения.

Ежедневные головные уборы были проще, в них выполняли работу по дому и в поле. Сначала надевался повойник (он же чепец), а поверх него платок.

Уход платков в народ и «имитация под Оренбург»

На рубеже 17I и 18 веков Петр I провозгласил новую эпоху — дворяне должны были одеться в европейское платье. Прежние головные уборы, от кокошников до платков, остались в гардеробе купчих, мещанок и крестьянок. Следующие столетия придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов, подражая французским модницам.

В то же время среди российских императоров заигрывание с национальной одеждой случалось регулярно. Екатерина II, родившаяся в немецком городке Штеттин, постоянно подчеркивала близость к русскому народу и c удовольствием позировала в кокошнике для портретов. Николай I вводил «женский придворный мундир», одним из обязательных элементов которого был головной убор. Но это уже воспринималось скорее как блажь: общее настроение дворян было другим.

А вот в простонародье традиция повязывать платок сохранилась и во время расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь — фабрики начали производить много платков высокого качества. В середине 19 века на выставке в Париже презентовали особый товар из России — оренбургский пуховый платок. А в Лондоне оренбургская казачка Мария Ускова за шали из козьего пуха получила золотую медаль. После этого в Англии некоторое время даже вязали платки с пометкой «имитация под Оренбург».

Неизвестный художник по оригиналу Вигилиуса Эриксена «Портрет Екатерины II в кокошнике», Государственный Эрмитаж

Оренбургский пуховый платок возник вместе с Оренбургом в 18 веке. Тогда уральские казачки, знавшие кружева и вышивание, стали вязать из пуха ажурные платки, за что их называли паутинкой.

От дефицита до парижского подиума

Оренбургский платок, getty images

Распад империи почти не повлиял на популярность платков, но теперь по ним можно было судить, кто перед тобой: рабочая или колхозница. Рабочие завязывали убор сзади, чтобы волосы не попали в машину и не утянули за собой хозяйку. Колхозницы связывали кончики под подбородком, чтобы лучше защититься от ветра. Но редкие товары в эпоху дефицита стали еще более редкими. Например, всё те же оренбургские платки в Советском Союзе было невозможно купить — до 1985 года все мастерицы состояли на учете, а их работа шла на экспорт.

В середине нулевых мода на платки, в первую очередь павловопосадские, вернулась вновь. Во многом это случилось благодаря Вячеславу Зайцеву. Советский и российский кутюрье регулярно признавался в любви к русским традиционным узорам: разноцветные цветочные принты он помещал на платья, жакеты, пальто и пышные юбки. Более того, в 2018 году шоу, которые проходили в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Зайцев посвятил исключительно классическому орнаменту. А грузинский дизайнер Демна Гвасалия на Неделе моды в Париже показал взыскательной публике платья и пальто, выполненные из павловопосадских черно-розовых и белых платков.

Наш квас «Семейный секрет. Традиционный» — еще один пример, как можно оставаться актуальным многие века. Мы восстановили рецептуру того самого кваса, который готовили раньше в деревнях по фамильным рецептам. Производство — современное, но суть — та же: двойное брожение, только натуральные ингредиенты, пшеничный солод и цельное зерно ржи с собственных полей «Очаково». Плюс бодрящая кислинка и обязательный осадок.