Как Чемпионат мира по футболу FIFA 2018, квасные войны и символы повлияли на продажи пива и кваса в Китае.
Китайцы стали чаще пить русские напитки?
В последние годы мы фиксируем большой интерес китайских потребителей к напиткам, которые производит «Очаково». Особенно это касается русского кваса двойного брожения и необычных сортов пива, таких как «Столичное Двойное золотое».
— Прямо сейчас мы наблюдаем бурный рост интереса китайских партнеров к отечественным напиткам. Представители Китая регулярно выходят на нас с предложениями о закупке товаров, причем самое большое количество запросов касается банок кваса “Очаковский” и бутылочного пива “Двойное золотое”. Также им интересны такие наши бренды, как “Халзан”, и мы прогнозируем, что в ближайшее время китайские потребители оценят нашу новинку — природный энергетик на основе кваса «Очаковский Fitoenergy».
Любовь китайских потребителей к пиву «Столичное Двойное золотое», скорее всего, связана со всемирно известным пристрастием жителей Поднебесной к символам. В советское время это был любимый напиток советской партийной элиты. Ее представители регулярно контактировали с китайскими коллегами и обязательно обменивались с ними подарками — это важная часть китайской культуры взаимодействия на всех уровнях. Не исключено, что и сейчас в Китае «Столичное Двойное золотое», которое мы выпускаем в ограниченных партиях, если и не в ряду самых ярких признаков элитарности, то один из ее непременных символов.
Однако интерес китайцев к нашей продукции — часть большого процесса, в котором густо замешаны экономические причины, научные исследования, футбол, торговая война с США и даже небольшое соперничество двух китайских производителей напитков: оба пытаются доказать, что делают настоящий квас. Рассказываем кратко и по делу.
Зачем китайцам российское пиво?
Интерес китайцев к российской продукции в последние годы стабильно растет. Например, по данным Федеральной торговой палаты оборот внешней торговли между Россией и Китаем в 2018 году составил $108,284 млрд — это на 24,5% больше, чем годом ранее.
Аналогичные процессы происходят с продажами российского пива. В 2018 году Россия экспортировала в Китай рекордные 2,4 млн декалитров пива. Аналитики предполагают, что по итогам 2019 года продажи российского пива в Поднебесной превысят прошлогодние показатели.
Причин растущего интереса несколько. Сотрудники китайской таможни утверждают, что российское пиво заинтересовало китайцев во время Чемпионата мира по футболу 2018 года, после чего объем его импорта в Китай стал расти. Некоторые эксперты ссылаются на успех проекта Good Food Russia, запущенный Российским экспортным центром.
Руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров напоминает, что китайская сторона «за последние годы снизила торговые барьеры для российских экспортеров», то есть продавать в Китай российским производителям стало чуть проще.
Возможно, на рост влияют даже причины, не связанные с бизнесом, например научные исследования. Так, исследователи из Юго-Восточного университета Китая совсем недавно заявили, что кружка пива в день может защитить от диабета. О своих наблюдениях они рассказали в сентябре, на Европейской ассоциации по изучению диабета.
Плюс на китайском рынке из-за торговой войны с США сейчас возникают свободные места — в начале августа об этом сказал официальный представитель Госкомитета КНР по делам реформ и развития Цун Лян: «Американские производители пива провалили свое присутствие на китайском рынке, поскольку на фоне торговой войны и сопутствующего повышения пошлин их цены стали неконкурентоспособными». Уходят одни производители, а значит, их место должны занять другие.
А квас?
С квасом история еще интереснее. В отличие от интернационального пива, квас — напиток чисто славянский, поэтому ниоткуда, кроме как из России, его рецепт в Китае не мог появиться. И он появился, причем в 1900 году, когда преемники предприятия дальневосточного купца Ивана Чурина основали в Харбине компанию Qiulin («Цюлинь»), занявшуюся производством российского кваса.
«Цюлинь» более 100 лет была единственным производителем кваса на китайском рынке, пока в начале XXI века в стране не начались квасные войны (что? да!). На фоне роста любви китайцев к напиткам из натуральных ингредиентов один из крупнейших производителей напитков Wahaha выпустил собственный квас, чтобы конкурировать с западными «энергетиками». Компания вложилась деньгами в телевизионную рекламу, промоутировала квас как напиток и навлекла на себя гнев харбинцев, которые утверждали: единственно верный квас в Китае готовит исключительно их «Цюлинь».
Как это обычно и бывает, торговый конфликт между производителями в итоге пошел на пользу всем остальным. Популярность кваса в Поднебесной активно растет, что отлично ложится на описанный выше тренд: китайцы всё чаще покупают российские продукты. И если раньше квас знали только на северо-востоке Китая, где для него было отдельное слово «ква сы», то теперь напиток становится всё более популярным на всей территории страны.