Основные составляющие у всех одинаковые
Недавно автор телеграм-канала «Просто про пиво» Александр Савицкий перечислил затраты на банку пива одной крафтовой пивоварни:
зерно и добавки: 14 рублей
хмель: 28 рублей
дрожжи: 2 рубля
банка, крышка, коробка: 11 рублей
этикетка: 10 рублей
акциз: 11,5 рубля
работа: 10 рублей
коммуналка: 2 рубля.
Итого себестоимость — около 90 рублей, не считая налогов, амортизации оборудования и непредвиденных расходов. Данные интересны тем, что здесь перечислены основные категории трат производителей пива: по большому счету процесс пивоварения выглядит везде одинаково, а потому и составляющие ценообразования — те же.
«Очаково» экономит на них, не теряя в качестве продукта. Например, зерно нам обходится дешевле — у компании свои поля, где наши сельхозпредприятия выращивают ячмень и пшеницу. Плюс мы производим солод для себя и на продажу другим производителям. Но «Очаково» — уникальная для России компания, и чаще на себестоимость напитка влияют другие факторы.
От зерна до розлива за 11 шагов
Как устроено пивоварение на «Очаково»
Цену определяют детали
Если до предела упростить, общие затраты на производство складываются из трех составляющих: сырье, объемы производства и география. Объясним по порядку.
Во-первых, сырье. Особенно важно, где производитель закупает хмель: на него приходится почти 30% себестоимости пива. Крафтовые пивоварни чаще берут североамериканские или новозеландские сорта, которые стоят дороже немецких и чешских. Их предпочитают крупные производители: европейский хмель привычнее и понятнее большинству любителей пива. Для сравнения: германский Hallertau Blanc втрое дешевле американского Citra.
Во-вторых, объемы производства. Здесь работает рыночный механизм «бери больше — плати меньше»: чем крупнее объем закупки, тем ниже стоит одна единица товара. 10 килограммов хмеля покупать невыгодно, а партию 10 тонн продадут с большой скидкой. То же и с банками: целая фура обойдется гораздо дешевле, чем три палеты. Компании с большим производством и налаженным сбытом имеют преимущество перед маленькими пивоварнями, поскольку работают с поставщиками на особых условиях.
И третья причина — география. Чем дальше производство от точки сбыта, тем дороже его продукция из-за логистики: пиво надо развезти по складам и точкам продаж. Плюс от региона к региону различаются цены на электроэнергию и рабочую силу.
Другие факторы — курс рубля, размер штата сотрудников, траты на маркетинг, оборудование, плата за помещения, эффективность дистрибуции.
А розничная цена напитка во многом зависит от наценки посредников и продавца: стоимость одного и того же пива в разных магазинах отличается.
Всё это не значит, что хорошее пиво стоит дорого
Роскачество назвало наш «Халзан» лучшим светлым пивом российского производства. Четыре лаборатории Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности поставили напитку высокие оценки, при этом его цена в рознице редко превышает 50 рублей за банку.
Высокая цена может быть связана с маленьким объемом производства, использованием редких ингредиентов или импортом — пиво из Норвегии по умолчанию дороже большинства российских сортов. Но не факт, что зарубежное пиво окажется вкуснее.
Чтобы понять, нравится вам конкретный сорт пива или нет, не ориентируйтесь на цену, а пробуйте. Например, загляните в один из наших магазинов.