Как и сейчас, много веков назад появление ребенка в семье было большой радостью и не меньшей ответственностью. Фундаментом воспитания считали любовь к стране, уважение к старшим, трудолюбие и отзывчивость. Но как именно детям прививали эти качества? Давайте пить квас «Семейный секрет» и разбираться.

Воины и хозяйки

Г.Мясоедов «Урок пряжи», Общественное достояние

Мальчиков и девочек воспитывали по-разному: сыновей — как будущих защитников и глав семьи, дочерей — как жен, матерей и хранительниц очага. А потому и занятия у них были разные: девочки учились хлопотать по хозяйству, петь, заниматься рукоделием; мальчики — ездить в седле, обращаться с оружием и охотиться.

По возможности детей обучали чтению и письму: грамотные люди пользовались особым почетом. Если родители не могли передать ребенку знания сами, с ними занимался грамотей — человек, мастерски владеющему книжной грамотой.

Чем выше сословие семьи, тем более качественное образование получал ребенок. Девушкам из знатных семей преподавали азы наук: арифметику, астрономию, медицину, геометрию, а также наречия ближайших народов. Мальчиков же с 12 лет обучали военной науке.

Г.Мясоедов «Урок пряжи», Общественное достояние

Чтобы понять, насколько храбрым защитником вырастет княжич, его в возрасте 2–3 лет сажали в седло — и смотрели, как он ведет себя во время первой поездки верхом.

Детство — фундамент для личности

На Руси не особо прислушивались к желаниям ребенка: все решения за него принимали родители, чтобы сформировать сильную личность. После исполнения 12-летия мальчики жили отдельно от матери. А как к взрослым мужчинам к ним относились после появления бороды. С этого момента отец начинал прислушиваться к мнению сына и мог советоваться с ним в делах.

Воспитание «чужого сокровища»

А.Стрелковский «Сельская школа», Общественное достояние

Сыновья в стародавние времена были продолжателями рода, преемниками отцов и родовых занятий. Дочь же считали «чужим сокровищем»: после замужества она должна была стать хозяйкой в мужнем доме и родить ему детей.

Обучали быть хорошими женами с малых лет, привлекая к домашнему труду. Уже в 5–6-летнем возрасте девочки умели шить, прясть, помогали в огороде и ухаживали за младшими братьями и сестрами. Матери учили дочерей на личном примере: показывали, как и что нужно делать, а затем доверяли выполнять часть работы. Уже к 10 годам девочки считались взрослыми, а значит, ответственность на них возлагалась серьезная. Например, им доверяли выгонять скотину на пастбище и доить ее; готовить еду для всей семьи.

Знакомьтесь со старорусскими традициями под бокал традиционного кваса «Семейный секрет». В его основе — фамильные рецепты, которые технологи «Очаково» добыли во время этнографических экспедиций и воссоздали тот самый квас, как раньше.

Дядька-воспитатель

Еще одна традиция — отдавать детей на воспитание другим людям. Например, в 9–11 веках в княжеских семьях было обычным кормильство: мальчика в возрасте 5–7 лет передавали на воспитание другой знатной семье. Кормилец, глава нового семейства, становился для ребенка наставником, ответственным за его образование и военную подготовку.

Детей из простых семей тоже порой отдавали на воспитание — родственникам, а точнее дядьке — брату матери. А если его не было — соседям.