В декабре Дед Мороз проводит пресс-конференции, мечтает научить всех людей понимать друг друга, обращается с новогодними пожеланиями к президенту и даже играет в футбол. В честь наступающего — рассказываем, как жестокий Карачун стал добрым дедушкой с мешком подарков

Беспощадный Карачун

Божество Карачун (или Корочун) появилось в народных сказаниях славян задолго до христианства. Поначалу он символизировал день зимнего солнцестояния, самый короткий день в году — 22 декабря. В дальнейшем Карачун эволюционировал и стал жестоким подземным богом, повелевающим морозами.

В советском фильме «Морозко» к повелителю стужи отправили двух девушек, а он их охаживал холодом и спрашивал: «Тепло ли тебе, девица?» Именно так наши предки вплоть до ХIХ века воспринимали Карачуна, он же Студенец, он же Трескун, или Зимний Дед. Это было суровое божество, требующее если не жертвоприношений, то как минимум уважения. Но в XIX веке ситуация резко изменилась.

«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885. Фото: wikipedia.org

Дед Мороз: основные приметы

Кандидат исторических наук, искусствовед и этнолог Светлана Жарникова перечислила основные элементы убранства того Деда Мороза, каким его видели наши предки:

густые серебряные волосы и борода — символы богатства, могущества, благополучия и счастья

трехпалые варежки белого цвета, расшитые серебром, — знак чистоты и святости всего, что дает он из своих рук

белая, украшенная белыми геометрическими орнаментами льняная рубаха, — символ чистоты, священного знания и принадлежности к миру богов

красная, расшитая серебром и отороченная лебединым пухом шуба, красная рогатая шапка, украшенная жемчугом

белый с красным орнаментом пояс — символ связи потомков и предков

серебряные или красные, шитые серебром сапоги

хрустальный посох, украшенный лунницей или серебряной головой быка, — символы власти над водой, Луной и миром предков.

Преображение имени Одоевского

В 1841 году вышел сборник Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея». Среди прочих сказок там была и «Мороз Иванович», которая с ног на голову переворачивала отношение к суровому славянскому повелителю стужи. Здесь Мороз еще не приходил к детям с подарками: они приходили к нему сами, а подарки были платой за службу.

И всё же уже виден резкий контраст с тем Карачуном, которому требовались жертвоприношения: добрый Мороз Иванович у Одоевского — это седой старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется». Теперь это не жестокое божество, а справедливый наставник.

Однако был и другой взгляд: у того же Некрасова в поэме 1863 года Воевода Мороз признавался: «Люблю я в глубоких могилах / Покойников в иней рядить, / И кровь вымораживать в жилах, / И мозг в голове леденить». Но теперь люди знали, что Мороз может быть не только злым, но и добрым. А современный волшебник, который приносит детям подарки, появился позже — в СССР.

Советский период и Снегурочка

«Снегурочка», В. М. Васнецов, 1899. Фото: wikipedia.org

В первые десятилетия дела Деда Мороза в советской России шли не очень. В 1927 году большевики развернули антирелигиозную кампанию, признав рождественскую ель и Деда Мороза «религиозными пережитками» и «одной из форм антинародной деятельности капиталистов». Звучали мнения, что «религиозность ребят начинается именно с елки».

Однако порой общественная привычка сильнее попыток установить новые порядки. И в декабре 1935 года ЦК ВЛКСМ решил: теперь комсомольские организации должны устраивать для детей новогодние елки. Деда Мороза также полностью восстановили в правах, а чтобы дети лучше на него реагировали, в напарницы дали внучку — Снегурочку. Ее придумал писатель Александр Островский, в 1873 году опубликовавший одноименную пьесу. Персонаж быстро стал популярным: даже в царской России Снегурочка иногда приходила на новогодние елки, но сама по себе. Именно в Советском Союзе решили, что дед с внучкой должны работать бок о бок.

Где живет тот самый Дед

Фото: Christian von Rueden/wikipedia.org

Владимир Одоевский, например, был уверен, что Дед Мороз зимой живет в ледяной избе в лесу, а летом прячется на дне прохладного колодца. И поскольку это звучит несолидно, северные регионы решили выяснить, какой из них имеет право называться родиной новогоднего героя.

Первым заявил о себе Архангельск в конце 1980-х. Позже слово взяли руководители Лапландского заповедника на Кольском полуострове, которые в 2003 году заявили, что уже 8 лет реализуют проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза». В глухом месте на берегу острова Чуна они построили терем Деда Мороза и уверяли, что это и есть настоящая родина сказочного персонажа.

Наибольших успехов достигли авторы проекта «Родина Деда Мороза» в городе Великий Устюг. Идею развивают с 1998 года, а немаловажную роль в ее продвижении сыграл Юрий Лужков, в то время мэр Москвы. Большая резиденции Деда Мороза располагается в 15 км от Великого Устюга, а почта волшебника находится в самом центре города. Если захотите написать ему, вот адрес: Россия, Вологодская область, Великий Устюг, почта Деда Мороза, 162390.

В честь Нового года мы выпустили «Очаковский» квас в зимней упаковке. Ищите в торговых сетях и наших фирменных магазинах.