Искусство росписи эмалью появилось на Руси в Х веке, а расцвело спустя несколько столетий. Рассказываем, как развивался народный промысел, кто практикует «огненное письмо» в наше время — и что общего у финифти и Юрия Гагарина.
Финифть, или искусство росписи эмалью по металлу, известно давно. Незнакомые с технологией люди были уверены, что яркую финифть делают из расплавленных драгоценных камней, но всё куда прозаичнее: искусство появилось примерно в то же время, когда на Востоке научились плавить стекло. Выглядит всё так: на металлическую пластину наплавляют эмаль и расписывают ее особыми надглазурными красками.
На Русь финифть пришла из Византии в X веке. Там ее называли «огненным письмом», поскольку после нанесения красок пластину с рисунком обжигали в печи. Следующие несколько веков промысел использовали исключительно для росписи икон и украшения церковной утвари. Но со временем столичные мастера, а в XIII–XVII веках финифтью преимущественно занимались московские умельцы, переключились на бытовые вещи: расписывали столовые приборы, шкатулки и небольшие украшения.
Популярности финифти в XVII веке способствовало изобретение французского ювелира Жана Тутена: он придумал полупрозрачные огнеупорные краски. Это значительно упростило работу мастеров, и росписью стали заниматься и за пределами Москвы. В итоге финифть стала одним из ключевых промыслов Русского Севера.
Искусство мастеров Русского Севера
Сейчас принято считать, что финифть обязательно рисуют на белом фоне. Конечно, это не так: даже в наше время есть много художников, которые пишут, например, по синему или зеленому. А белый фон — изобретение мастеров Усолья, нынешнего Сольвычегодска в Архангельской области. Там в XVII веке массово освоили искусство украшения по эмали, а белый фон стал местной особенностью: на нем изображали птиц и зверей, мифологических персонажей и растения. Огнекрылая птица Сирин, олень Золотые Рога, лебедушки — вот традиционные для Усолья сюжеты.
Белый квас, как раньше
Мы привыкли, что самый правильный квас — темный. На самом деле традиционный напиток — белый: именно такой квас готовили когда-то в деревнях, а теперь технологи «Очаково» воссоздали старинные рецепты, которые собрали во время этнографических экспедиций по Центральной России. Теперь насладиться квасом, как раньше, может каждый — он называется «Семейный секрет».
Из Усолья финифть перекочевала в Вологду, а оттуда и в Ростов Великий, один из духовных центров страны. В местные церкви и монастыри приезжало множество паломников, и все хотели увезти с собой что-нибудь на память. Яркие финифтевые изделия пришлись кстати: стоили они недорого, выглядели красиво, а потому хорошо продавались.
На Русском Севере расцвет промысла пришелся на XVIII век. Тогда произведения местных мастеров поставляли к императорскому двору, а главными любителями финифти называли Екатерину II и Павла I. Помимо северных городов искусство стали активно осваивать в Нижнем Новгороде и Костроме. В ХIХ веке мастера «огненного письма» пошли дальше — и помимо религиозных и мирских сюжетов начали писать портреты, а также охотно копировали работы популярных живописцев.
Вторая жизнь при Советах
К началу ХХ века финифть начала затухать — на фоне промышленного развития ручное производство стало невыгодным. Новые технологии штамповки и печати, а также расцвет фотографии затмили промысел: количество мастеров резко сократилось, а искусство росписи по эмали было под угрозой исчезновения. Но его спасла советская власть.
После революции финифтью занимались преимущественно в Ростове Великом. На смену религиозным сюжетам пришли изображения Ленина и Сталина, пятиконечной звезды, серпа и молота. А в 1960-е годы появилось много финифти с портретом Юрия Гагарина: первый полет человека в космос подарил мастерам новые сюжеты для творчества.
Спасла промысел и политика государства: в конце 1960-х в СССР активно поддерживали возрождение традиционного народного искусства. Спрос на финифть со стороны населения был невысок, зато заказы размещало государство: пусть не масштабные, зато постоянные. Более того, лучшие работы того периода выставлялись за рубежом: на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году и Международной ярмарке в Токио 1975 года СССР презентовал работы ростовских умельцев.
Наше время: ростовская финифть и независимые мастера
После распада СССР мастера финифти заново осваивали иконописные начала — религия вышла из-под запрета, а покупатели начали ценить штучную работу, у которой нет аналогов. Сейчас изделия из финифти, которые делают в России, можно разделить на два больших блока: массовое и кустарное производства.
В частности, массовым производством занимается фабрика «Ростовская финифть». Там говорят, что продолжают традиции первых ростовских мастеров, которые сделали народный промысел популярным и прославились по всей стране. Фабрика производит ювелирные украшения, сувениры, иконы и наборы посуды.
Мастеров кустарного производства прежде всего стоит искать в Instagram. По хештегу #финифть там сейчас более 15 000 публикаций. Люди делают преимущественно небольшие украшения, брелоки или портретные миниатюры. А для желающих освоить необычный промысел умельцы проводят мастер-классы.