Чуть более 100 лет назад коромысло было почти в каждом доме России, а теперь эта утварь вышла из обихода и стала музейным экспонатом. Мы собрали факты об одном из самых популярных когда-то приспособлений.
Предмет, недостойный летописей
«Приспособление для ношения ведер» — короткое, но емкое определение слова «коромысло» из Словаря русского языка. Впервые в летописях оно появилось в 15–16 веках, но тут есть традиционная проблема для всех предметов быта. Они считались недостойными упоминания в документах того времени, поскольку тексты посвящены в основном религиозным и деловым событиям. Из-за этого невозможно доподлинно установить, когда на Руси начали повсеместно использовать коромысло.
Древнейшие найденные приспособления датированы 11–14 веками — археологи нашли их в Великом Новгороде. Но есть доказательства, что наши предки были знакомы с коромыслом сильно раньше. Само слово, по мнению лингвиста Алексея Кретова, исключительно славянского происхождения: в далеком прошлом оно было связано со словом «корма», а затем за ним закрепилось одно значение — «дуга для ношения вёдер».
Так или иначе, предмет настолько глубоко проник в народный уклад жизни, что ему посвящено много загадок и поговорок. Например:
Два братца хотят подраться, да руки коротки.
Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит.
Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.
Пыль столбом, дым коромыслом — не то от тоски, не то от пляски.
Как всё работало
Коромысло — невероятно простое в своей задумке приспособление. Деревянная дуга, по краям которой вешали два ведра, наполненные водой, стираным бельем и другим грузом — так его гораздо легче нести. Материалом служили липа, осина и ива: гибкие, упругие и доступные. Древесину распаривали, затем придавали коромыслу нужную форму, стягивали края и оставляли сохнуть. Чтобы ведра не соскальзывали, края закругляли, делали зарубки или крепили металлические крючки. А чтобы дерево не сломалось от тяжести ноши, середину дуги укрепляли металлической пластиной.
Порой коромысла украшали: расписывали красками и делали художественную резьбу. Красивую утварь использовали по праздникам, в том числе во время свадьбы — принести невесте воды или умыть свекровь. В таком случае дерево дополнительно разряжали ленточками и бантами.
Дома коромысло хранилось в углу коридора: либо стояло вертикально, либо висело на двух гвоздях, вбитых в стену. Одно приспособление служило около 50 лет.
Куда ушло коромысло
Никто по воду не ходит, коромысла не берет.
Стали жить по новой моде — завели водопровод.
Эти слова Самуила Маршака, написанные в 1925 году, объясняют главную причину исчезновения коромысла. Когда в дома провели трубы, по которым бежала вода, пропала нужда ходить за ней к общим источникам.
Но то города. В деревнях коромыслами активно пользовались вплоть до начала 1980-х годов. Пожилые люди вспоминают, что носить воду на коромысле было исключительно женским делом. В качестве исключения им могли пользоваться мальчишки и люди в возрасте. Мужчинам полагалось демонстрировать силу и носить воду прямо в ведрах: «Не дай Бог мужику появиться с коромыслом через плечо — засмеют!»
В наше время коромысло проще всего встретить в музеях, хотя приспособления наверняка остались в глухих деревнях. А в 2018 году администрация Самары заявляла, что и там «кто-то продолжает ходить за водой с коромыслом».
Зато настоящий квас двойного брожения по-прежнему популярен!
Мы гордимся тем, что возродили традиционный русский напиток и делаем его по классическому рецепту. «Очаково» — первая компания в мире, которая наладила выпуск кваса двойного брожения в промышленных масштабах. Наверное, именно благодаря этой технологии наш квас — самый популярный в России: покупатель может не знать, что такое двойное брожение, но он обязательно чувствует вкус. Эксперты тоже довольны. «Очаковский» и «Семейный секрет. Бородинский» получили самые высокие оценки Роскачества в рейтинге кваса.