ЗИЛ-130 — один из самых массовых автомобилей СССР. Рассказываем, как машина оказалась в нашем Музее традиционных русских напитков, зачем ее хотели взять на телешоу и почему пришлось отказать
Автомобиль для перевозки напитков
С 1962-го по 2010 год на заводе имени Лихачева и Уральском автомоторном заводе выпустили более 3,4 млн автомобилей ЗИЛ-130. Эксперты утверждают, что для своих времен машина получилась новаторской, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта.
На производстве «Очаково» ЗИЛ был с самого открытия в 1978 году. В те времена машина безраздельно властвовала на рынке перевозок напитков. Хочешь доставить квас, воду или молоко из точки А в точку Б — бери ЗИЛ-130. Напитки были в основном разливными: на автомобиле стационарно была закреплена цистерна, а сзади на жесткой сцепке могла ехать знаменитая двухколесная бочка (о которой можно узнать здесь). Автоцистерна заезжала в цех, там ее промывали, пропаривали и после этого по шлангам подавали квас.
Большинство ЗИЛ-130 красили в голубой цвет. Есть несколько версий, почему именно так. Одна из них заключается в том, что производство синей и зеленой краски — самое незатратное: нужно совсем немного пигмента. Еще ходили слухи, будто на заводе имени Лихачева был переизбыток голубой краски, поэтому ее и решили пустить в оборот при запуске нового грузовика.
Бутылки, банки и кино
В 1990-х Россия переходила с разливных напитков на фасованные — их проще хранить, развозить по магазинам и продавать. Многие перешли на бутылки, банки и кеги, поэтому ЗИЛ-130 с цистерной стал в новых условиях не нужен.
Поскольку машина в те времена встречалась повсеместно, никто не думал, что ее надо сохранить хотя бы в качестве экспоната. В итоге большинство грузовиков оказалось заброшено или уничтожено — к 2010-м годам их почти не осталось.
Дошло до того, что режиссеры и продюсеры фильмов и сериалов столкнулись с непростой задачей — найти в Москве автоцистерну на базе ЗИЛа для съемок практически невозможно. Зато она есть у нас, в Музее традиционных русских напитков «Очаково».
«За последние годы к нам не раз обращались кино- и телепродюсеры, просили машину для съемок, — говорит руководитель Музея Евгений Шатилов. — Последний раз — представители программы «Следствие вели…». К сожалению, нам пришлось отказать: наш ЗИЛ не новодел, а тот самый грузовик, который можно было встретить на советских дорогах. Это машина, которая долгое время была в эксплуатации, и она требует крайне бережного отношения».
Впрочем, машину на ходу всё еще можно найти в регионах. Говорят, кое-где ЗИЛы-130 до сих пор перевозят продукты по сельским разбитым дорогам.
Наше время
Сейчас ЗИЛ-130 — часть уличной экспозиции. Он стоит на стапеле.
На месте разливной станции, куда раньше заезжали заправлять цистерны, построили современные цеха, где сейчас производят настоящие квасы двойного брожения: самый популярный в России «Очаковский» и «Семейный секрет» по деревенским рецептам.