Куколка в куколке в куколке в куколке (ну вы поняли)
Буддистские корни русского символа
Считается, что классическая русская матрешка появилась в 1890 году в усадьбе Абрамцево промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Однажды он увидел фигурку одного из семи японских божеств счастья и удачи — бога долголетия и мудрости Фукурумы. В самой большой куколке с огромной головой прятались семь деревянных игрушек, вставленных одна в другую, — вся семья мудреца. Промышленник приказал своим мастерам сделать нечто подобное — но на русский лад.
Художник Малютин подготовил эскиз, а резчик Василий Звездочкин воплотил его в дереве. Так родилась первая матрешка — восемь куколок, мать и семь дочерей. Раскрасил фигурки тоже Малютин — тогда игрушка обрела знакомый нам вид и стала массово выпускаться в московской мастерской промышленника Мамонтова. Позже ее перенесли в Сергиев Посад.
А почему «матрешка»?
В то время имя Матрёна было так популярно, что даже стало нарицательным: матрёнами называли дородных многодетных матерей. Многие девочки давали это имя своим ярко раскрашенным куколкам. Можно сказать, что название игрушки было предрешено.
Появилась в удачное время и сразу покорила мир
Вряд ли появление матрешки именно в конце 19 столетия было случайностью: тогда мода русской художественной школы снова повернулась в сторону народного творчества и аутентичных мотивов. Едва ли не каждый представитель творческой интеллигенции искал способ заявить о себе в этом ключе. Особую популярность русский стиль приобрел с появлением «Русских сезонов» — гастрольных выступлений наших артистов за рубежом, организованных деятелем культуры Сергеем Дягилевым. Многие иностранцы хотели иметь в доме нечто, связанное с загадочной русской душой, и тут матрешки пришлись как нельзя кстати.
Уже в 1909 году матрешка стала постоянным экспонатом художественной выставки в Берлине и участницей ежегодного базара кустарных изделий в столице Британии. А в Грецию, Турцию и другие страны игрушку отправляло Русское общество пароходства и торговли.
Как делают матрешек
Кукол обычно вытачивают из липы — мягкого чистого дерева. В СССР пытались производить игрушки из березы, но мастеров не устроил оттенок древесины и ее высокая жесткость. Бруски дерева обтачивают на станках, а затем с деревянными полуфабрикатами работает художник. Грунтует поверхность, чтобы краска хорошо легла и не расплылась, размечает овалы на месте лиц и основные составляющие картинки — детали одежды, руки и прочее. Затем приступает к росписи: заливает крупные цветовые пятна (сарафан, рубашка, платок), берется за детали и наносит тени, чтобы сделать рисунок объемным. В финале матрешку лакируют. В среднем изготовление одной матрешки занимает от полутора до трех часов.
Временный закат и новый ренессанс
В Советском Союзе индивидуальность матрешки почти утратили. Перед страной стояли масштабные задачи по индустриализации, было не до ручного изготовления деревянных кукол. И матрешек стали производить на заводах по одобренному в правительстве образцу.
Новый расцвет наступил во время перестройки: художники получили простор для самовыражения, и многие вспомнили о матрешке. Так в 1990-х деревянные куколки получили самое разное воплощение — от традиционных женских образов до политиков, актеров и музыкантов.
Матрешка до сих пор — один из главных символов России во всем мире, наряду с медведями и балалайкой. Но это уже другая история.
История традиционных кукол — под традиционный квас. Такой, как «Семейный секрет» по старинным рецептам.