Как и сейчас, в древние времена появление ребенка было одним из главных праздников в жизни славян. Наши предки не просто радовались пополнению, а проводили обряды по принятию в род нового человека. Мы налили в кружку любимый квас «Семейный секрет», разобрались в традициях прошлого — и рассказываем о самых интересных

Молитва богам и охранные амулеты

Б.Кустодиев «Сирень. Изображены Юлия Евстафьева Кустодиева, жена художника, с дочерью Ириной», Государственный Русский музей

Перед самыми родами будущая мать возносила молитву богу Роду и его помощницам — Роженицам. Она просила даровать младенцу силу, здоровье и красоту. Согласно преданиям древних славян, ночью к новорожденному приходили три Роженицы и рисовали невидимые защитные знаки на его теле. А чтобы задобрить богинь, в доме готовили угощения из сыра, меда и хлеба.

Считалось, что малыша ждут не только счастливые родители, но и нечистые силы. Чтобы защитить его от порчи и сглаза, над люлькой завязывали красные ленточки, на пороге комнаты или под колыбелью прятали острые предметы, под окнами высаживали колючие растения типа терна, раскидывали соль и чеснок. В доме при этом круглые сутки поддерживали огонь, чтобы отогнать злых духов.

«Принести в подоле» — что это значит?

Сейчас выражение употребляют в значении «родить ребенка вне брака». Но еще в позапрошлом веке смысл был совсем другим: новорожденных детей в подоле собственной юбки нередко приносили и замужние крестьянки. Женщины работали вплоть до самых родов — убирали урожай, ухаживали за скотиной. Поэтому часто даже не успевали добраться до дома прежде, чем малыш появлялся на свет. Тогда матери заворачивали ребенка в платок или в подол собственного платья или фартука — и отправлялись в путь.

Б.Кустодиев «Сирень. Изображены Юлия Евстафьева Кустодиева, жена художника, с дочерью Ириной», Государственный Русский музей

Более поздняя традиция — крестины

П.Коровин «Крестины», Государственная Третьяковская галерея

Крестить младенцев было принято на второй, третий или сороковой день после рождения. В дом приглашали множество гостей, и вместе с ними родители выполняли ритуалы, которые должны привлечь в жизнь ребенка достаток, красоту и счастье.

Главная гостья — бабка-повитуха — готовила кашу из пшеницы или ячменя с изюмом, сливочным маслом, молоком и яйцами. «Бабушкину кашу» выносили в конце застолья, и крестные малыша «выкупали» ее за небольшую сумму.

Отцу младенца повитуха готовила отдельное угощение: ту же кашу, но сильно соленую и перченую. Съесть ее полагалось не поморщившись, пока бабка приговаривала: «Как солоно было матери родить тебе ребенка, такой и будет эта каша».

Чистота и красота

Беременные на Руси постоянно подметали полы: считалось, что чем чище в избе доски, тем красивее будет кожа ребенка. А еще будущим мамам полагалось есть «правильную» пищу: капусту и молоко, чтобы малыш был белокожим, и красные ягоды — для красивого румянца.

Ложечка «на зубок»

Ложка была предметом индивидуального пользования: у каждого члена семьи — своя. Потому едва ли не главным подарком была ложечка для ребенка. Дарили ее после прорезания первого зуба — именно тогда малышу начинали давать твердую пищу. Презентовали столовый прибор самые близкие члены семьи или крестные. Если дарители обеспеченные, малыш получал ложку из серебра. Ну а в иных случаях — деревянную, украшенную резьбой или росписью.

Дрёма и котики

М.Игнатьев «Няня», Днепропетровский художественный музей

Чтобы младенец хорошо спал, в кроватку первым пускали кота — прогнать злых духов, притаившихся в колыбельке. А еще предки верили, что укладывать малыша маме помогает Дрёма — добрый дух с ласковыми руками и тихим убаюкивающим голосом. Женщина пела малышу колыбельную песню, а Дрёма насылал добрые сны.

«Семейный секрет» — квас как раньше

В наше время сохранилось не так много традиций, связанных с рождением ребенка, а вот традиционный деревенский квас «Семейный секрет» всегда можно купить в фирменных магазинах «Очаково».