Сейчас сани — символ зимы, но раньше на них ездили летом. Рассказываем, как это было

Сани, как нетрудно догадаться, явление исключительно северное. На раскопках от Финляндии до Урала археологи до сих пор встречают фрагменты полозьев. При этом ученые убеждены, что слово «сани» — славянского происхождения. Из-за следа, которые оставляют полозья на снегу, транспорт поначалу называли «сань», то есть «змея».

Устройство первых саней было невероятно простым — две жерди связывали между собой и крепили на лошадь или оленя. Со временем появилась знакомая нам ладья с загнутыми полозьями, а у скандинавов и голландцев в 17 веке были в ходу сани с парусом, чтобы быстрее перемещаться по замерзшим озерам и каналам. Ноу-хау полюбил Петр I и привез необычный транспорт в Россию. По свидетельствам очевидцев, император любил кататься под парусом по замерзшей Неве, дабы «не забыть морскую экзерцицию».

Забавы веселее с квасом «Квасёнок»

Он не такой древний, как сани, но тоже не вчера родился! Первую партию кваса для детей мы выпустили 13 лет назад. Напиток приготовлен по традиционной технологии двойного брожения на основе пророщенных злаков. То, что надо для любой забавы: что зимней, что летней.

При этом на Руси до 18 века на санях ездили даже летом — из-за дождей и без того плохие дороги превращались в кашу из грязи. И там, где телеги застревали, проходили сани.

В. Суриков «Боярыня Морозова», Государственная Третьяковская галерея

С санями было связано множество традиций. Например, именно в санях ехала в церковь невеста. И в тех же санях молодожены возвращались домой. На Руси вообще любили снаряжать сани на все торжественные выезды, от крестин до венчания на царство. И просто проехать на санях по городу было куда престижнее, чем на колесном транспорте. Вероятно, дело было в богатом внешнем виде и удобстве — тогда сани напоминали лодку, а при желании в них можно было даже прилечь.

Сани наследили и в русской культуре. «Не садись не в свои сани» — известная по сей день поговорка. Или пушкинский крестьянин, который обновлял путь на дровнях — санях для перевозки грузов. Мужик из песни, срубивший елочку под самый корешок, тоже был на дровнях. А количество картин, где фигурируют сани, не перечесть — от «Боярыни Морозовой» до зимних пейзажей всех мастей.

Но главная традиция, дожившая до наших дней, — зимние катания. Уже несколько столетий в России спускаются с горок на санках. Или, как их называли раньше, чунках. Долгое время пик забавы приходился на Масленичную неделю: сначала на санках катались дети, а позже присоединялись и взрослые.

А когда празднование Нового года перенесли с 1 сентября на 1 января, зимних праздников стало еще больше. С тех пор можно всласть кататься на санках, не дожидаясь Масленицы.

Сани-амфибия и вид спорта со скоростью 100+ км/ч

Фото: gettyimages.ru

В 20 веке инженеры начали модифицировать транспорт. В 1908 году Алексей Кузин создал аэросани, снабдив их авиационным двигателем и, по сути, создав прототип снегохода. В 1960-е советский конструктор Андрей Туполев придумал сани-амфибию. А с помощью усовершенствованных буеров во Вторую мировую войну доставляли продукты в блокадный Ленинград.

Сейчас сани как неотъемлемый элемент быта почти исчезли. Зато их можно увидеть на зимней Олимпиаде — санный спорт существует с 1883 года. Первые соревнования прошли в Швейцарии: по легенде, местные жители приспособили сани почтальонов для скоростного катания с гор. Современные спортсмены развивают среднюю скорость в 100 км/ч, а сани эти специальные — заточены исключительно под соревнования. Сиденье с аэродинамичной фиберглассовой оболочкой, особая форма корпуса и полировка алмазными присадками — для пущего блеска.

Катание на санках остается чуть ли не главным символом зимы. В Тамбовской области, например, проводят фестиваль «Лысогорские санки», где все желающие съезжают с горы на самодельных санях. Аналогичный праздник устроили в татарском городе Мамадыш и нижегородской Верхней Верее.