Уже более 40 лет «Очаково» — единственная на 100% российская пивоваренная компания: мы работаем самостоятельно, не привлекаем иностранных инвесторов и вкладываем деньги только внутри страны. Руководитель «Очаково» Алексей Кочетов рассказывает, как появилось производство и чем оно живет сейчас.

О реконструкции завода и доставке оборудования (было непросто, но мы справились)

После акционирования начали масштабную реновацию. К старому корпусу по производству пива пристроили современный варочный цех. Прежний холодильный корпус переоборудовали в линию розлива по кегам. А в новом холодильном корпусе разместили мощные машины York, работающие на безопасном фреоне вместо аммиака. Они охлаждают огромные цилиндроконические танки, или ЦКТ, в которых бродит и дображивает пиво. ЦКТ у нас тоже появились не сразу, и это отдельная история.

Цилиндроконические танки vs лагерные емкости

В СССР «молодое пиво» после основного брожения перекачивали на дозревание в отдельные лагерные емкости. В ЦКТ оба процесса происходят непрерывно друг за другом — ничего перекачивать не нужно. Так мы экономим электроэнергию, оптимально используем площадь производства и увеличиваем производительность завода.

ЦКТ для нас сделала бельгийская компания Holvrieka. В Москву эти 500–700-тонные емкости в форме гигантских сигар везли сначала морем, перегружали в порту Санкт-Петербурга на баржи, и дальше речным путем через канал имени Москвы доставили до Серебряного бора. Там не было даже причала. Мы оборудовали пристань и погрузили ЦКТ на военную технику — мощные ракетовозы. Остаток пути надо было преодолеть по суше, через всю Москву. Обычные фуры такой груз бы не потянули: диаметр ЦКТ — 6–7 метров, с опорными конструкциями и колесами ракетовоза получается около восьми с половиной. А вдоль дорог — линии электропередачи. Где-то их приходилось поднимать, а в иных местах отключать электричество, быстро перерезать провода, проезжать — и тут же соединять всё обратно. Чтобы никому не мешать, работали ночью. Оборудование довезли благополучно.

Фундамент для ЦКТ готовили заранее. Показали сотрудникам института пищевой промышленности «Гипропищепром-2» место, где будем ставить емкости. Там рассчитали нагрузки и определили, как делать фундамент, чтобы он выдержал. В итоге мы забили 2 000 свай длиной до 8 метров каждая. Сваи заливали бетоном, долго и непрерывно. С бетоном было непросто: почти всё, что производили в Москве, увозили на строительство храма Христа Спасителя. А мы собирали материал в разных концах области. Успешно: поставили ЦКТ на фундаменты, вокруг возвели стены, подвели крышу — цех готов.

О собственном производстве солода и импортозамещении, когда это еще не было модно

Фото: gettyimages.ru

В 1990-х больше половины солода было импортным. В результате 250 млн долларов каждый год уходили поставщикам за рубеж. Потребление пивоваренного ячменя росло, а вместе с ним и закупочные цены: от 300 до 600 евро за тонну в зависимости от урожая. Логичный способ снизить себестоимость сырья — построить собственные солодовни. Компания «Очаково» сделала это одной из первых в стране.

Но аграрный сектор был в упадке. Мы сами закупили для сельхозпредприятий сортовые семена и удобрения плюс два элеватора для хранения урожая. Неподалеку соорудили солодовенный комплекс мощностью 100 тысяч тонн продукции в год: по тем временам — десятая часть российского рынка солода. Строили завод почти два года по проекту немецкой компании Schmidt-Seeger. Производство запустили в 2003-м. Позже солодовню модернизировали, увеличив мощности предприятия.

Об «Очаково» сегодня: варим честное пиво, остаемся российской компанией и гордимся этим

«Очаково» — крупнейшее отечественное предприятие пивоваренной отрасли без иностранного капитала. Подобного нашему предприятию в России нет. В концерн входят пивобезалкогольные комбинаты, винный завод, солодовня, сельскохозяйственные угодья, санаторий для сотрудников. Мы первыми в стране начали строить заводы с нуля, чтобы выпускать натуральные напитки высочайшего качества. Мы шли по самому тяжелому пути — и этим показали пример, которому последовали многие коллеги по отрасли.

От зерна до розлива — за 11 шагов

Как производят пиво в «Очаково»

Конкуренция с каждым годом всё жестче: пивовары вынуждены удешевлять продукцию. Для этого в большом количестве — свыше 20% от общего объема солода — используют несоложеные материалы, такие как рис, кукуруза. И всё чаще переходят на использование мальтозной патоки и технологию высокоплотного пивоварения: готовят сусло повышенной плотности, а потом разбавляют его разным количеством воды, получая «новые» сорта пива. Как если бы повар, приготовив суп, добавил в него воды и назвал новым блюдом. Мы считаем этот подход неправильным и, что уж там, не совсем честным.

Поэтому «Очаково» варит каждый сорт пива отдельно. Мы досконально знаем родословную сырья, а многое производим самостоятельно. Например, солод делаем сами. Хмель и дрожжи закупаем у проверенных поставщиков. А воду очищаем и балансируем ее состав на современном оборудовании.

Все предприятия пивоваренной отрасли в России купили зарубежные компании. Нам тоже поступало много предложений, очень выгодных. Но мы идем по выбранному пути и остаемся 100% российской компанией. Здесь мы создаем рабочие места, инвестируем, платим налоги — и не выводим прибыль за рубеж.