Дымковская игрушка — потомственное ремесло. Некогда обычные свистульки со временем стали знаменитыми, чуть не исчезли в начале ХХ века, но остаются популярными до сих пор.

От побоища до свистопляски

И.Куликов «Ярмарка», Муромский историко-художественный музей

Согласно легенде, появление игрушки связано с печальным событием — Хлыновским побоищем. В 1418 году ночью встретились два войска: вятчане и устюжане. В темноте

«своя своих не познаша», и бойня закончилась большим количеством погибших. С тех пор на том месте каждую весну справляли тризну — поминали умерших.

Традиция просуществовала до революции 1917 года и со временем превратилась в народные гулянья, которые прозвали свистопляской — участники гуляний свистели, чтобы отогнать злых духов. Проще всего это делать с помощью специальных приспособлений, поэтому к празднику стали мастерить свистульки. В итоге примерно в 16 веке появились дымковские игрушки.

Как делали свистульки

В той самой слободе Дымково добывали красную глину, рубили ее лопатой и замешивали с речным песком, поливая водой. Глиняную смесь раскатывали в шарики, превращали в блины, лепили детали — и склеивали игрушки. Их оставляли просушиться на 3–5 дней сушки, обжигали в печи, белили раствором мела на молоке и раскрашивали. Всё это делала одна мастерица: домашнее ремесло традиционно передавалось по женской линии.

Свистульки принимали самые разные образы: животные и птицы, кони-двухголовки и трехголовки, всадники, крестьянки, статные офицеры и деревенские мужики. Но самая известная фигура — дымковская барыня: красный кокошник, парадная одежда, в руках —каравай. В марте 2021 года в окрестностях Дымково установили трехметровую дымковскую барыню. Скульптуру сделали из белого бетона и расписали в традициях промысла.

Обережные куклы: какими они были и как их сделать самому

Желанница, куватка, бессонница и другие

Игрушка в СССР: увядание и новый расцвет

А.Деньшин, зарисовка дымковской игрушки «Застолье», Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

В начале 20 века промысел почти забыли. Ситуацию спасла Анна Афанасьевна Мезрина.

В 1920-е годы она была единственным человеком, который регулярно лепил и расписывал дымковские игрушки. Позже к ней присоединился художник Алексей Деньшин, влюбившийся в яркие свистульки. Он зарисовывал их, возил в московские и петербургские музеи, собирал единомышленников. Так интерес к промыслу удалось сохранить, а Анне Мезриной присвоили звание Герой Труда.

А.Деньшин, зарисовка дымковской игрушки «Застолье», Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Во время Второй мировой в Кировский край приехало немало эвакуированных, которые охотно скупали расписные свистульки. В 1942 году производство игрушек снова закипело, а ещё через два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный. Это означало, что теперь государство должно стимулировать мастеров на изготовление традиционных свистулек для экспорта. Инициатива сработала: к началу 1990-х годов только в Кирове насчитывали 70 мастериц по дымковской игрушке.

А что сейчас?

По всему миру регулярно проходят выставки дымковской игрушки, а несколько расписных фигурок хранятся в фонде Международной академии керамики в Женеве. В российских школах «дымку» используют на уроках изобразительного искусства. В инстаграме по хештегу #дымковскаяигрушка выложено 8 500 публикаций. Там же мастера продают товар, цены — самые разные: от 300 рублей до нескольких тысяч в зависимости от сложности исполнения и размера игрушки. Также работы можно купить в специализированном интернет-магазине «Слобода Дымково» и на маркетплейсах.

Как и встарь, свистульки делают вручную с той разницей, что глину теперь добывают не сами, а покупают готовую.

Приверженность традициям — принцип «Очаково»

Мы возрождаем русские напитки. Готовим квас методом двойного брожения, как это делали раньше в деревнях. Делаем исконно славянскую медовуху «М» на меде с российских ферм и восстанавливаем виноделие на Таманском полуострове.