Искусство росписи эмалью появилось на Руси в Х веке, а расцвело спустя несколько столетий. Рассказываем, как развивался народный промысел, кто практикует «огненное письмо» в наше время — и что общего у финифти и Юрия Гагарина.

Финифть, или искусство росписи эмалью по металлу, известно давно. Незнакомые с технологией люди были уверены, что яркую финифть делают из расплавленных драгоценных камней, но всё куда прозаичнее: искусство появилось примерно в то же время, когда на Востоке научились плавить стекло. Выглядит всё так: на металлическую пластину наплавляют эмаль и расписывают ее особыми надглазурными красками.

Процесс изготовления финифти, 1911.
Фото: С. Прокудин-Горский © LOC

На Русь финифть пришла из Византии в X веке. Там ее называли «огненным письмом», поскольку после нанесения красок пластину с рисунком обжигали в печи. Следующие несколько веков промысел использовали исключительно для росписи икон и украшения церковной утвари. Но со временем столичные мастера, а в XIII–XVII веках финифтью преимущественно занимались московские умельцы, переключились на бытовые вещи: расписывали столовые приборы, шкатулки и небольшие украшения.

Популярности финифти в XVII веке способствовало изобретение французского ювелира Жана Тутена: он придумал полупрозрачные огнеупорные краски. Это значительно упростило работу мастеров, и росписью стали заниматься и за пределами Москвы. В итоге финифть стала одним из ключевых промыслов Русского Севера.

Искусство мастеров Русского Севера

Фото: Legion-media

Сейчас принято считать, что финифть обязательно рисуют на белом фоне. Конечно, это не так: даже в наше время есть много художников, которые пишут, например, по синему или зеленому. А белый фон — изобретение мастеров Усолья, нынешнего Сольвычегодска в Архангельской области. Там в XVII веке массово освоили искусство украшения по эмали, а белый фон стал местной особенностью: на нем изображали птиц и зверей, мифологических персонажей и растения. Огнекрылая птица Сирин, олень Золотые Рога, лебедушки — вот традиционные для Усолья сюжеты.

Белый квас, как раньше

Мы привыкли, что самый правильный квас — темный. На самом деле традиционный напиток — белый: именно такой квас готовили когда-то в деревнях, а теперь технологи «Очаково» воссоздали старинные рецепты, которые собрали во время этнографических экспедиций по Центральной России. Теперь насладиться квасом, как раньше, может каждый — он называется «Семейный секрет».

Из Усолья финифть перекочевала в Вологду, а оттуда и в Ростов Великий, один из духовных центров страны. В местные церкви и монастыри приезжало множество паломников, и все хотели увезти с собой что-нибудь на память. Яркие финифтевые изделия пришлись кстати: стоили они недорого, выглядели красиво, а потому хорошо продавались.

Икона, XIX в., финифть, латунь.
Фото предоставлено музеем фабрики “Ростовская финифть”

На Русском Севере расцвет промысла пришелся на XVIII век. Тогда произведения местных мастеров поставляли к императорскому двору, а главными любителями финифти называли Екатерину II и Павла I. Помимо северных городов искусство стали активно осваивать в Нижнем Новгороде и Костроме. В ХIХ веке мастера «огненного письма» пошли дальше — и помимо религиозных и мирских сюжетов начали писать портреты, а также охотно копировали работы популярных живописцев.

Икона, XIX в., финифть, латунь.
Фото предоставлено музеем фабрики “Ростовская финифть”

Вторая жизнь при Советах

Портрет космонавта В. И. Токарева.
Фото предоставлено музеем фабрики “Ростовская финифть”

К началу ХХ века финифть начала затухать — на фоне промышленного развития ручное производство стало невыгодным. Новые технологии штамповки и печати, а также расцвет фотографии затмили промысел: количество мастеров резко сократилось, а искусство росписи по эмали было под угрозой исчезновения. Но его спасла советская власть.

После революции финифтью занимались преимущественно в Ростове Великом. На смену религиозным сюжетам пришли изображения Ленина и Сталина, пятиконечной звезды, серпа и молота. А в 1960-е годы появилось много финифти с портретом Юрия Гагарина: первый полет человека в космос подарил мастерам новые сюжеты для творчества.

Спасла промысел и политика государства: в конце 1960-х в СССР активно поддерживали возрождение традиционного народного искусства. Спрос на финифть со стороны населения был невысок, зато заказы размещало государство: пусть не масштабные, зато постоянные. Более того, лучшие работы того периода выставлялись за рубежом: на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году и Международной ярмарке в Токио 1975 года СССР презентовал работы ростовских умельцев.

Портрет космонавта В. И. Токарева.
Фото предоставлено музеем фабрики “Ростовская финифть”

Наше время: ростовская финифть и независимые мастера

Фото: Romaarellano

После распада СССР мастера финифти заново осваивали иконописные начала — религия вышла из-под запрета, а покупатели начали ценить штучную работу, у которой нет аналогов. Сейчас изделия из финифти, которые делают в России, можно разделить на два больших блока: массовое и кустарное производства.

В частности, массовым производством занимается фабрика «Ростовская финифть». Там говорят, что продолжают традиции первых ростовских мастеров, которые сделали народный промысел популярным и прославились по всей стране. Фабрика производит ювелирные украшения, сувениры, иконы и наборы посуды.

Мастеров кустарного производства прежде всего стоит искать в Instagram. По хештегу #финифть там сейчас более 15 000 публикаций. Люди делают преимущественно небольшие украшения, брелоки или портретные миниатюры. А для желающих освоить необычный промысел умельцы проводят мастер-классы.