В 1889 году писатель Глеб Успенский выпустил очерк «Новые народные песни». Тот материал — первое письменное упоминание термина «частушка». И кажется, это единственный однозначный факт о фольклорном жанре.
Почему частушки назвали частушками, до донца не ясно. Считается, что слово связано с глаголом «частить», то есть песни либо быстро проговаривают, либо постоянно повторяют.
О происхождении частушек есть около десятка предположений. Ученые говорят, что во второй половине XIX века «что-то послужило мощным толчком к стихийному распространению» песен. Что это за толчок — тема для дискуссий. Расскажем о нескольких предположениях, а затем перейдем к самой реалистичной версии.
По одной теории частушки — результат эволюции русских народных песен. Взять того же «Камаринского мужика», который состоит из рифмованных четверостиший. Якобы со временем их стали исполнять по отдельности — и так появились частушки.
Ой же, ой же вы Комарики-рики,
Деревушка небольшая у реки,
Мужики там безлошадные,
Но до водки дюже жадные!
Ну чем не частушка?
Корни частушек также видят в цыганских и украинских песнях. В цыганских регулярно использовали слово «люли», а малороссы любили короткие рифмованные песни, под которые можно исполнить гопака. Еще есть версия, что народные куплеты пришли из плясовых свадебных припевок, но большинство ученых в нее особо не верят. Припевки на свадьбах не менялись столетиями, в то время как частушки появились внезапно и, скорее всего, из другого источника.
Чаще всего причиной бурной популярности частушек называют технический прогресс.
Кажется, во всем виноваты гармонь и балалайка. И капитализм
Большинство исследователей сходятся в том, что частушки появились в 1860−1870-х годах. Примерно в то же время в Российской империи буйным цветом цвела популярность нового музыкального инструмента — гармони. Напрашивается логичный вывод, что именно ее появление привело к волне новых народных песен: коротких, веселых и злободневных, которые отлично ложились под музыку гармониста.
Гармонь: 240-летняя история инструмента за 5 минут
Придумана чехом, доработана в Германии и Австрии, ассоциируется с Россией
Одновременно с гармонью в деревнях наступил золотой век другого инструмента — балалайки. Были песни для свадьбы, веселья и даже драки. Ну и, конечно же, под балалайку охотно начали исполнять частушки — мотив несложный, размер у всех четверостиший одинаковый, ложится на музыку хорошо.
Третьей причиной популярности частушек называют — внезапно! — капитализм. На формирование ритма частушки мог повлиять размеренный стук фабричных станков, которые массово строились в середине XIX века. К тому же, малая форма укладывалась в небольшие рабочие перерывы: перекусили, спели пару частушек — и дальше за работу.
Религиозный философ и священник Павел Флоренский, с присущей философам сложностью формулировок, описывал частушки так: «В индивидуализме и субъективности частушки кроется причина ее глубочайшего родства с индивидуализмом и субъективизмом современной поэзии. Частушка — это народное декадентство, народный индивидуализм, народный импрессионизм». В своем труде он приводит такую частушку:
Балалайка: история русского народного инструмента
От срамных песен до Евровидения и Олимпийских игр
Все подружки шьют подушки,
А мне надо дипломат.
Все подружки идут замуж,
А мне надо погулять.
Кажется, в этом и была ключевая сила народных четверостиший — пока другие создавали тяжелые нагромождения из форм, автор в четыре строчки укладывал любые мысли. И, как правило, оставался неизвестным.
Частушки в советское время и наши дни
В СССР приложили немало усилий, чтобы сохранить популярность гармони и балалайки. Соответственно, частушки тоже чувствовали себя хорошо. Их использовали для пропаганды, в них описывали быт и душевные переживания. Единственное, под запретом была критика власти и политического режима вообще. Но народному творчеству это не мешало, четверостишия лились как из рога изобилия.
Частушки любили не только в деревне. Советский композитор Родион Щедрин, автор песни «Не кочегары мы, не плотники», написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». По утверждению историка культуры Соломона Волкова, тем самым мастер «реабилитировал частушку», правда, от чего конкретно нужно было реабилитировать популярный жанр, неясно.
Ближе к концу советского строя частушки стали ироничнее и всё чаще касались политики и места человека в эпоху перемен.
На дубу сидит ворона,
Кормит вороненочка.
В перестройку посылаю
Своего миленочка.
Кажется, что XXI веке изучать частушки смысла нет, ведь их теперь почти не исполняют, но это только на первый взгляд. На самом деле жанр повлиял на современную российскую реальность сильнее, чем принято считать.
К примеру, около 10 лет назад в рунете были популярны стихотворения-пирожки, которые выкладывали в соцсети обычные пользователи. Структура и темы пирожков во многом повторяют частушечные приемы. К тому же, это тоже народное творчество, поскольку, как правило, пирожки пишут непрофессиональные литераторы. Единственное отличие в том, что авторы пирожков любят игнорировать рифму.
а где тут руль спросил гагарин
деревня буркнул королёв
еще спроси а где тут вожжи
еще поехали скажи
Другое влияние частушек на современность описал поэт и композитор Александр Градский. Он заявил, что русский рэп — это «русские частушки, скороговорки… они исполняются в форме “йо-йо”, но это лишь внешние признаки, форма, а суть именно скороговорки и частушки». Сами рэперы, кажется, согласны с этим и время от времени используют этот жанр. Можно сказать, что вместе с популярностью рэпа в России частушки получили вторую жизнь.
О чем пели в частушках
Частушки — зеркало народной жизни. Например, крестьяне пели про урожай, а во время Второй мировой написали массу частушек о Гитлере, по большей части непечатных. По частушкам даже можно отследить отношение к армии в обществе. Например, в 1950-е годы оно было преимущественно уважительным.
Меня мама берегла,
Каждый день блины пекла.
Свежу рыбу жарила —
Во солдаты ладила.
А уже 30 лет спустя народное творчество выдало следующее:
Как призыв у нас начнется,
Кто умней — тот увернется,
А для армии и флота
Призовут вновь идиотов.
Но в первую очередь четверостишия писали о любви и любовных страданиях. В Тамбовской области вспоминают: «Ккак соберутся на гулянку, так обязательно “Канарейку” играют. Идут по селу и народ собирают».
Канарейка, звонка пташка,
Она села мне на грудь.
Она села и запела:
«Кого любишь — позабудь!»
И еще раз про любовь.
Мы с подружкой дружно жили
Из окна в окошечко,
Одного вдвоем любили,
Серчали немножечко.
И снова про любовь.
У миленка моего
На носу веснушки.
Напишите про него
Новые частушки.
А вот частушка злободневная:
А еще попросим вас
Провести бы газ для нас,
Чтоб деревню все любили,
Из нее не уходили.
Как написать частушку: краткий гайд
Главное правило — простота: в этом мощь частушки. Чтобы ее было легко исполнить, четверостишие пишут в основном хореем — это двухсложный размер с ударением на первый слог. По возможности рифмуют вторую и четвертую строчки. Делать рифмы внутри строк или пытаться строить сложную структуру не стоит.
Обязательно нужны глаголы — это движущая сила частушки: четверостишия получаются динамичными. Есть даже морфологический анализ, который описывает самые популярные глаголы: «утекло», «решили», «любила», «исчезло», «купить», «достать», «голодать», «объявили», «поднимаются». Также рекомендуют использовать местоимения «ко мне», «у меня», «у нас», существительные «народ», «магазин», «пенсия», «здоровье» и междометия «ох», «ой», «ах».
Для вдохновения можно посмотреть подборку частушек на Arzamas — и писать, не стесняясь неуклюжести: как и в любом творчестве, здесь важно набраться опыта. Вот, например, что сложил наш искусственный интеллект:
Ох да квас, выпил квас,
И не будешь голодать.
В магазин сходить бы надо
Чтоб «Очаковский» достать.
Конечно, это не шедевр — можно сделать лучше. Попробуете?