За право считаться родиной гармони борются Австрия, Германия, Италия, Франция и Россия. В пользу нашей страны выступает версия, которой придерживался профессор истории и теории музыки Альфред Мирек, основатель Музея русской гармоники. Он доказал, что первую гармонь построили в Санкт-Петербурге в XVIII веке

А. И. Корзухин, «Воскресный день». 1884. Общественное достояние

В 1770-х годах в столицу Российской империи приехал Франтишек Киршник, чешский мастер-органист. Это музыкант, который играет на органе, пишет для него музыку, а при необходимости сам ремонтирует инструмент. В России чех экспериментировал со звуком — искал новые способы его извлекать. И в 1783 году — нашел: так появилась гармонь.

Гармонь Франтишека была настолько большой, что стояла на особом столе, а музыканты садились за нее, как за рояль. Одной рукой виртуоз управлял встроенным в корпус мехом, а другой нажимал на клавиши. Внутри под действием потоков воздуха колебался металлический язычок и издавал звуки. Инструмент быстро полюбили музыканты: он был гораздо компактнее того же органа. А еще гармонь не нужно настраивать.

Петербург, Германия, Тула

А.Ржевская, «Веселая минутка». 1897. ГТГ

Затем в дело вступил еще один органист, на этот раз немецкий — Георг Йозеф Фоглер. В 1788 году он прибыл в Санкт-Петербург, где увидел и высоко оценил новый инструмент, поверив в его будущее. Вернувшись в Германию, Фоглер взялся популяризировать гармонь, и ее начали использовать многие местные музыканты. А в 1822 году произошло революционное изменение: немецкий мастер Кристиан Бушман сделал гармонику ручной. А спустя еще несколько лет Кирилл Демианов, русский музыкальный мастер, живший в Вене, создал такую гармонь, которая уже знакома нам: резной корпус и клавиши с двух сторон.

В 1830 году тульский оружейник Иван Сизов побывал на Нижегородской ярмарке, где купил новый для России инструмент. Мастер разобрал гармонь, изучил устройство и собрал точную копию. Тульская гармошка ничем не уступала оригиналу, и вдохновленный Сизов открыл в подвале первую в России «Вольно-оружейничью гармонную фабрику».

Вскоре Тимофей Воронцов, другой оружейник, улучшил конструкцию и внешний вид инструмента, а вологодские умельцы настроили язычки в унисон: до этого при растягивании и сжатии мехов звучали разные тона. В следующие 100 лет собственные гармони появились в разных областях России: тульская, череповецкая, вятская, ливенская, елецкая и саратовская. Все они различались конструкцией и звукорядом. А тульская гармонь добилась всемирного признания на Международной торговой выставке 1900 года: тогда наград удостоились двух- и трехрядные инструменты братьев Киселевых.

А.Ржевская, «Веселая минутка». 1897. ГТГ

ХХ век: от массовой популярности к почти музейному экспонату

Советские солдаты в Берлине, май 1945 года. Общественное достояние.

За всю историю существования гармонь нигде не получила такого широкого распространения, как в России. И особенно — в советской России. К революции гармонь стала таким же народным инструментом, как балалайка. А затем вошла в академическую среду: появилась учебно-методическая литература, а игру на инструменте начали преподавать в музыкальных образовательных заведениях.

В 1920–1930-х годах инструмент полюбили советские агитационные бригады, самой известной из которых была «Синяя блуза». У нее была масса последователей: театральные эстрадные коллективы ездили по деревням и селам и зачитывали газетные передовицы под музыкальное сопровождение гармони. Советский нарком просвещения Анатолий Луначарский говорил: «Есть такие люди в деревне, которым на роду написано и по роду их занятий подходяще быть организаторами веселья, веселой стороны дела. Это и есть гармонисты».

Во время Великой Отечественной войны инструмент поднимал военный дух советских солдат. Летом 1941 года на фронт отправили 12 тысяч гармоней, а осенью — еще 60 тысяч. После войны популярность инструмента только росла: в начале 1970-х в Советском Союзе работало 25 предприятий по выпуску гармоней, баянов и аккордеонов.

После распада СССР интерес к гармони начал угасать, и в итоге из массового популярного инструмента она стала диковинкой. При этом ни один фольклорный фестиваль в России до сих пор не обходится без гармошки. Нижегородский «Потехинский камертон», «Вятские-хватские», богородский «Играют на Руси гармони», «Символы национальной культуры. Гусли и гармонь» в столичной Гнесинке — везде собираются гармонисты. На Первом канале с 1986 года выходит цикл передач «Играй, гармонь!». А в 2010 году актер Игорь Растеряев записал любительское видео «Комбайнеры», где исполняет под гармонь песню. Клип стал хитом, Игорь написал альбом «Русская дорога» и поехал с ним гастролировать по России.

Однако гармонь всё же не становится вновь массовым инструментом. Преподаватель кафедры «Национальные инструменты народов России» РАМ имени Гнесиных и популяризатор игры на гармони Павел Уханов прямо говорит: «Если ничего не делать, то через десять лет можно будет закрывать класс гармони, потому что не будет гармонистов».

Мы в «Очаково» верим в возрождение старинных традиций, несмотря ни на что!

А популярность квасов «Семейный секрет» только подогревает наш оптимизм. Когда-то напитки именно по таким рецептам готовили в деревнях по всей России, а мы собрали их и нашли способ наладить массовое производство настоящего русского кваса. О том, как это было, читайте здесь.