Свадьба на Руси считалась одним из главных событий в жизни: разводов как таковых не было, а значит, молодые (или их родители) принимали решение о союзе раз и навсегда. Если вы хотите организовать традиционную русскую свадьбу, запаситесь терпением. А что нужно делать, сейчас расскажем

Делаем раз: сватанье

Н. К. Пимоненко, “Сваты”. Художественный музей им. Ф. А. Коваленко

Собираясь сделать предложение, жених не вставал перед любимой на одно колено, не прятал кольцо в пирожном и не топил его в бокале с шампанским. Молодые не участвовали в подготовке процесса обручения: договаривались за них сваты — самые состоятельные родственники и знакомые жениха.

Происходило всё так: сваты приходили в дом родителей невесты и очень обтекаемо и иносказательно представляли молодого человека отцу девушки. «У вас товар — у нас купец» — выражение как раз оттуда: уговоры отца невесты могли продолжаться не один час. По традиции он долго убеждал сватов в том, что все плюсы молодого человека не стоят и половины достоинств его дочери. Но в итоге стороны часто приходили к согласию.

Делаем два: смотрины

Если будущие молодожены жили в разных деревнях, проводили смотрины. Они были двух видов. В первом случае родители невесты ехали к жениху, поскольку после свадьбы жена переезжала в дом мужа, и надо было убедиться, что она будет жить в благополучных условиях. В другом варианте в гости к невесте ехал жених с родителями: часто это была первая возможность будущих свекра и свекрови пообщаться с потенциальной невесткой. Как правило, именно после смотрин принималось окончательное решение о браке и размере приданого. Сегодня эта традиция неактуальна, однако ее можно заменить ужином с женихом, невестой и их близкими.

Делаем три: обручение

М. Шибанов, «Празднество свадебного договора”. Государственная Третьяковская галерея

Если стороны договорились, то могли прямо в день смотрин перейти к обручению. Как и сегодня, жених и невеста на Руси обменивались кольцами, но этот ритуал был условностью. Гораздо больший вес имел обряд рукобития — подтверждение согласия на брак глав семейств. Отцы молодых пожимали руки и назначали дату свадьбы. В процессе рукобития нередко обсуждали «клад» — сумму, которую молодая жена получит от родителей супруга в случае, если он не справится с обеспечением новой семьи.

Делаем четыре: подготовка

После обручения и до самой свадьбы для жениха и невесты наступало время перемен. Невеста надевала темную одежду и надвигала на глаза платок, сообщая окружающим об изменении социального статуса. Она не выполняла домашней работы, а за порог выходить могла лишь для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу или проститься с соседями и «белым светом». В отдельных частях страны существовала традиция ежедневного громкого плача невесты на улице: считалось, что чем больше слез она прольет до венчания, тем счастливее сложится ее жизнь с мужем. Единственной важной задачей девушки в это время была подготовка приданого и вышивка свадебного наряда. Этим она и занималась, привлекая к работе незамужних подруг.

Жених в это время гулял с друзьями, прощаясь с «молодечеством». Но и о будущем заботился: готовил место для пира, собирал «свадебный поезд» и каждый вечер приносил суженой и ее подругам сладкие угощения.

Делаем пять: девичник и молодечник

А. И. Корзухин, “Девичник”. Государственный Русский музей

Девичник, он же «плаканье» или «подвенёха», — набор обрядов, которые символизировали прощание невесты с девичеством. Главный ритуал — расставание с «девьей красотой». На него приглашали близких родственников и подруг девушки, а также дружку — главного свидетеля со стороны жениха. Проводили обряд вечером накануне венчания. Невесте в последний раз заплетали косу, вставляя в волосы ленты, нитки, тесьму и даже иглы — всё для того, чтобы расплести прическу было максимально сложно. Затем у дружки просили выкуп за невесту, а после его получения под грустное пение расплетали косу на две и укладывали в женскую прическу. Надевание женского головного убора символизировало готовность невесты к венчанию и браку. Ленты из косы подруги девушки делили между собой — считалось, что они принесут удачу и скорое замужество.

Во время молодечника с холостой жизнью прощался жених. Накануне свадьбы собиралась вся его родня: гости наслаждались угощениями и пели песни. Впрочем, молодецкая часть, в отличие от девичьей, была необязательной.

Выкуп по сценарию и без

Покупка невесты — ритуал, который мог случиться внезапно и в любой момент до свадьбы: соседи будущей невесты могли затребовать выкуп даже у сватов, идущих на встречу с отцом девушки. Однако главная «покупка» проходила уже в день венчания в виде театрализованного действия, к которому тщательно готовились. Соседи и родственники невесты чинили препоны жениху на пути к любимой — и требовали выкуп за прохождение каждого этапа «квеста».

Делаем шесть: венчание

Н. П. Богданов-Бельский, “Венчание”. Тюменский областной музей изобразительных искусств

Приезжал жених за будущей женой в «свадебном поезде» — кортеже из украшенных лентами и цветами лошадей и телег, на котором пара отправлялась в церковь. Люди, встречая «поезд», желали его пассажирам удачи, благополучия и счастья.

Главное событие — венчание — отличалось от региона к региону. В некоторых землях руки жениха и невесты соединяли одним полотенцем, в других — предлагали им испить из одной чаши или съесть один кусок хлеба на двоих. На севере страны молодым давали платок — держась за него, они входили в церковь. А иногда жених и невеста обходили алтарь рука об руку или становились на одно полотенце, платок или пояс. Все ритуалы, несмотря на внешние отличия, символизировали объединение жизней молодых людей и их духовное единение.

Делаем семь — и выдыхаем: пир

К. Е. Маковский, “Боярский свадебный пир”. Музей Хиллвуд, Вашингтон

Сразу после венчания все отправлялись в дом жениха на праздничный пир. Так как раньше свадебным цветом одежды считался красный, эту часть обряда часто называли «красным обедом». Гостей на пиру могли посадить не за один стол, а за несколько: делили приглашенных по родственным связям, состоятельности или даже полу. Молодожены сидели на самом почетном месте, под иконами, и впервые — рядом.

Гости поднимали тосты за здоровье молодых, желая им счастья в семейной жизни. А еще на пиру подавали каравай — это одна из важнейших свадебных традиций. О том, как его готовили, украшали и ели, мы писали здесь.

Блинный день

Так называли второй день свадьбы. На гуляния созывали друзей и родственников и готовили блины. Мы уважаем традиции, но и любим эксперименты. Такие, как рецепт блинов с сытным свекольным соком «МачоГаспачо из Севильи».