«Оу сидора оу тадоуѧ оу ладопги положиле гриишка с костою а во тоболахо а гришки кожюхе свита сороцица шѧпка» — это цитата из новгородской берестяной грамоты конца XIII века. И ее считают первым упоминанием слова «шапка» на русском языке, которую некий Гришка оставил на хранение у некоего Сидора

Шапкой на Руси называли все головные уборы, преимущественно мужские. И если женские аксессуары подробно описаны в самых разных источниках, то информацию о мужских шапках приходится собирать по крупицам из разных летописей. Но в итоге можно выделить несколько традиционных головных уборов, которые носили во времена княжеской и царской Руси до того, как начались масштабные преобразования Петра I.

Другая забытая вещь — госпитальный квас

В начале XVIII века по указу Петра I в Российской империи повсеместно открывали госпитали. Вместе с ними появился госпитальный квас, который готовили традиционным методом двойного брожения. По сей день мы в «Очаково» делаем квас по этой технологии. Во многом поэтому в нем так много витаминов и других полезных веществ.

Колпак: вместо айфона

В. И. Суриков, «Боярыня Морозова». Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея.
Фото: Wikimedia Commons

Самый распространенный головной убор, который носили представители разных сословий. Выглядел как остроконечная шапка с подворотами, по которой можно было распознать, насколько знатный перед тобой человек. Крестьянские колпаки делали из дешевого меха или мягкой ткани, а боярин позволял себе добротный меховой колпак, украшенный драгоценностями. Есть свидетельства, как великий князь Василий Иванович, отец Ивана IV, желая впечатлить иностранцев, надел «белый колпак, у которого с обеих сторон были драгоценные украшения, сделанные из золота, из которых торчали вверх золотые пластины наподобие перьев».

Колпак был не просто головным убором, он становился витриной. Доктор исторических наук Наталья Жилина приводит в пример завещание начала XVI века, в котором описывают, как русский князь Иван взял у своей матери, Волоцкой княгини, «во временное пользование» разные фамильные драгоценности. Эти драгоценности он пришил на свой колпак, среди прочего там были серьги из сестриного приданого. Ничего из этого князь уже не вернул.

Шапка Мономаха: для избранных

Автор неизвестен, «Портрет царя Михаила Федоровича».
Фото: Общественное достояние

В Черняховской культуре (общий термин для полиэтнического общества, в которое, по мнению ряда исследователей, входили и предки славян), описывают несколько видов головных уборов. Конической формы, то есть колпаки с отвернутыми боковыми лопастями (подворотами), и полусферические — они со временем эволюционировали в особый тип шапок. Их имели право носить только люди, обладающие большой властью. Самый известный пример — шапка Мономаха.

Шапка Мономаха весила почти килограмм, а ее происхождение — вопрос до сих пор спорный. Кто-то говорит, что это подарок монгольского хана Узбека. Другие настаивают, что регалия пришла от византийского императора Константина IX Мономаха, отсюда и название. Иные историки считают, что головной убор создали в Москве, а название его придумали позже, чтобы подчеркнуть, будто царская власть существует при духовной поддержке самой Византии.

Вообще «золотые шапки» попадаются в исторических документах часто и всегда выступают как венец княжеской власти. Много драгоценных камней, золотые зубцы по краям, имитация креста на макушке — в этих головных уборах было всё, чтобы впечатлить зрителей. Французский наемник Жак Маржерет в своем «Состоянии Российской державы и Великого княжества Московского» прямо называл шапку Мономаха княжеской короной.

Автор неизвестен, «Портрет царя Михаила Федоровича».
Фото: Общественное достояние

Тафья, тафейка или скуфья: для дома

А. П. Рябушкин, «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате». Государственная Третьяковская галерея.
Фото: Wikimedia Commons

Эта маленькая шапочка, которую носили дома или надевали на улице под колпак, похожа на восточную тюбетейку, имеет прямое с ней родство и завоевала популярность в XV– XVII веках. Иван Грозный настолько любил тафью, что отказывался снимать ее даже в церкви, несмотря на требования митрополита Филиппа.

Этот головной убор носили представители верхнего и среднего сословия, перенявшие от татар привычку коротко стричь волосы: «в кружок», «в скобку» или просто наголо. Поскольку до этого предпочитали носить длинные прически чуть выше плеч, новые стрижки потребовали новых решений, чтобы не мерзла голова. Так в обиходе и появились тафьи, покрывающие темя.

Мурмолка: как у Деда Мороза

Г. Кнеллер, «Русский посол Петр Потемкин». Государственный Эрмитаж.
Фото: Wikimedia Commons

Еще одна восточная шапка, которую скорее представляешь на персах, чем на русских боярах XVII века. Однако именно в те времена мурмолка (другое название науруз) была наиболее популярна.

Мурмолка представляла собой высокую шапку с плоской, суживающейся кверху тульей и большими меховыми отворотами. Отвороты пристегивались к тулье двумя пуговицами, хотя богатые люди предпочитали на их место вставлять драгоценные камни. Шапки шили из шелка, бархата и парчи. Мурмолки можно встретить и в наше время: их нередко их шьют для костюма Деда Мороза.

Г. Кнеллер, «Русский посол Петр Потемкин». Государственный Эрмитаж.
Фото: Wikimedia Commons

Треух: предшественник ушанки

Поморы. Фото: Общественное достояние

Прототипом известной шапки-ушанки был треух — головной убор с тремя откидными деталями. Помимо двух лопастей слева и справа была еще одна, которая располагалась сзади и закрывала от ветра шею. Принято считать, что прообразом треуха стал монгольский малахай, который носили кочевники. В то же время подобные шапки существовали и у поморов, живущих у Белого моря.

Треух стал быстро популярен среди крестьян: удобная шапка защищала в сильные морозы, а когда становилось теплее, можно было завязать все три лопасти на затылке.

Подобные головные уборы были признаком достатка, а в конце XVII века стали массово распространяться женские треухи. Так, у царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, в гардеробе были три подобные ушанки, а у супруги Федора Алексеевича Агафьи Семеновны — сразу четыре.